Хватит это читать! Ученые и библиотекари обсудили проблемы цифрового чтения

5 Октября 2017

На фестивале «Книжная Сибирь» прошёл научный семинар «Чтение в условиях расширяющегося информационного пространства», на котором учёные и библиотекари обсудили проблемы чтения в эпоху смартфонов и интернета.

Цифровая революция давным-давно поглотила осязаемый мир, темпы развития новых технологий растут, а мы продолжаем проглатывать килотонны данных, не замечая, что с каждым днём их объемы увеличиваются. За последние пару лет создано больше информации, чем за всю историю. И так уж вышло, что чтение в цифровую эпоху отличается от традиционных времён.


Что происходит?


Одна из характеристик нашего времени – доступность информации, которой стало так много, что в ней легко потеряться. В пятёрке самых популярных сайтов в мире – три поисковика: Google, Yahoo и китайский Baidu. Но не вся информация одинаково качественна: если раньше контент создавался ограниченным кругом авторов, СМИ и издательств, то теперь его может произвести кто угодно. Это могут быть и люди с неизвестным уровнем образования и непонятными намерениями. Кроме того, большинство текстов стало оцениваться не по содержанию, а по тому, насколько быстро можно их найти. А это тоже вредит качеству.

«Избыток письма порождает множество бесполезных текстов и дискурсов, под толщей которых задыхается мысль», - отмечает французский историк-историограф Роже Шартье.

ЮНЕСКО сделало вывод о том, что мы живём в обществе виртуальной информации и культуры. Электронная культура - новая сфера деятельности, которая живёт и развивается в медийном пространстве. Она связана с созданием копий духовных и материальных объектов, и книг в том числе. Это новый мир, в котором большое место занимают игры и развлечения. Здесь есть и эмоции, и предлагаемая свобода самореализации. Здесь формируется и сетевая литература - весь объем текстов в сети.


Клиповое мышление


Роже Шартье отметил, что появление электронного текста – это, прежде всего, изменение природы чтения. Перестраивается сам механизм восприятия. Люди не читают в прямом смысле слова: чтение делается фрагментарным, дробным, отрывистым, а мышление – клиповым. 

Если в обычной книге текст находится в четких рамках, то в электронном варианте он неумолимо стремится к бесконечности. Вспомните себя в последний день сдачи работы, когда продолжаешь переходить по ссылкам, тщетно пытаясь найти и хоть как-то структурировать нужный контент. При этом исчезает то, что психологи называют необходимым условием освоения информации - целостность. Это хорошо доказывает эксперимент, проведённый норвежскими учёными, в котором выяснилось, что большинство школьников не могут определить основную мысль текста, написанного на электронной доске, воспринимая его как набор фрагментов.

 

Немного о культуре чтения


Многие эксперты сходятся на том, что в скором времени читать книги станет модно и престижно. Они правы: взгляните хотя бы на современных букблогеров и буктьюберов. Однако читающий человек не всегда является начитанным, так же как и количество не всегда перерастает в качество 

Как только мы начинаем использовать слово «потребление» по отношению к чтению книг и книжной культуре, мы тут же получаем «потребительство» - пассивное восприятие информации. В отличие от пассивного медиапотребления, культура чтения требует активной работы с книгой, а также специальных навыков и знаний, и даже некоторой работы над собой. Таким образом, выходит, что читателю придётся достаточно много думать, если он хочет полноценно изучить текст.

«Что вызывает фраза - вы должны думать? Во-первых, она сразу же отвергается: «Нет, мы ничего не должны». Любая попытка принудить население к активному чтению вызывает отторжение: мы имеем право ничего не делать. Сейчас нет никаких требований к самосовершенствованию, хоть мы говорим об этом понятии довольно часто. Раньше предполагалось понятие труда и работы над собой. А сейчас каждый из нас предполагает, что он такой, какой он есть, таким был всегда и ничего не надо менять. Не надо делать над собой усилия, чтобы узнавать, чтобы читать книги», - отметил в докладе кандидат филологических наук Евгений Соснин.


Что делать? 


Осмысление чтения с экрана как некого феномена ещё не закончено. Но очевидно, что для полноценного восприятия текста электронное чтение должно быть освоено после овладения традиционным. Однако сама проблема здесь вовсе не в самих технологиях, а в том, как общество подаёт их, как позволяет человеку делать выбор между ними. И пока сотрудники силиконовой долины - Google, Apple, Yahoo, eBay - отправляют своих детей в школы, где использование компьютеров запрещено, российские первоклассники осваивают Вконтакте и Instagram.

Исследователи пришли к выводу, что для чтения от начала до конца пользователи всё также предпочитают традиционные печатные книги, а электронные ресурсы используют для поисковых задач. Поэтому не паникуйте, старайтесь осознанно и критично воспринимать информацию, а иногда отключайте интернет и разрешайте себе расслабиться с хорошей книгой. Попробуйте изучить культуру чтения: так полезной информации запомнится намного больше. Потому что лучшего способа формирования сознания, чем вдумчивое чтение, человек ещё не придумал.


Автор: Надежда Уколова

Фото: официальная группа ВК "Книжная Сибирь"