От шутки до скандала

Разбираемся в том, как шутить в сети без последствий

Сейчас то время, когда в интернете можно дошутиться до скандала или даже судебного разбирательства. В Новосибирске и области были случаи, когда людей штрафовали или публично стыдили за мемы в соцсетях, сделанных с использованием фотографий их знакомых.

Такое произошло со школьницами из Бердска и, совсем недавно, со студентами физфака НГУ, где из-за мемов извинялись даже те, кто репостнул себе на стену запись с розыгрышем доширака из группы, распространяющей эти смешные картинки.

Но тогда в какой момент шутки превращаются в оружие против нас? И как уберечь себя от этого?

Журналист «Ты молод» поговорил с людьми, которые разбираются в интернет-сфере, чтобы выяснить тонкости поведения в социальных сетях и природу появления мемов.


Нет проблемы — нет шутки

Егор 1.jpgЕгор Гуляев — актер, автор и редактор межрегиональной школы КВН, поговорил с нами про цензуру шуток.

— Что думаешь про создание мемов?

— Мемы — это одна из простейших форм юмора, доступная для интернета. То есть, её не трудно сделать: не надо записывать видео, нужна лишь сама шутка и умение пользоваться на базовом уровне редактором. Только 10 мемов из тысячи получатся отличными, а остальные будут низкого качества. Такой контент может сделать каждый, поэтому его так много в соцсетях. Целевая аудитория, по большей части, это дети и подростки. Я и сам могу их иногда полистать.

— Считаешь возможным создание мемов про своего начальника или знакомых?

— Про начальника и про родных можно, если они повеселятся, увидев её потом. Нужно отобразить шутку, не переходя на личности, не затрагивая, к примеру, вероисповедание человека.

cyyydjCN4lQ.jpg— Должны ли быть какие-то ограничения при создании мема или шутки?

— По идее, их быть не должно, у нас же свобода слова. Но есть моральные и этические принципы поведения, воспитания человека. Вот меня научили в детстве, что надо делать только то, о чем ты сможешь рассказать маме и папе. Можно ли показать маме свой мем, где ты используешь бранную речь или оскорбляешь преподавателя? Наверное, не стоит. Но, если группа анонимная, и никто не выйдет от неё ни на тебя, ни на преподавателя, то пусть.

— Правда ли, что комику можно шутить над тем, что не дозволено другим людям?

— Нет, если шутка неудачная, то возмутится любой человек. Вот я комик, выйду на открытый микрофон, начну шутить по расовому признаку. Про запретное легко и смешно шутить, но это не вызовет восторга, даже если я буду самым успешным комиком. Наоборот, юмористы подвергаются ещё большей критике, потому что они медийны. Если ты ведешь паблик на 100 человек, то обид будет меньше, чем после выступления перед миллионом зрителей. Что этот комик себе позволяет, да кто он такой?! В последнее время рамки сильно сужаются, обижаются все. Про церковь не шути, ни про что не шути. Хотя я имею полное право. Но шутить нужно на все темы, потому что, если есть шутка, то это значит, что есть проблема. И когда этой проблемы не станет, то и шутки все кончатся.


Разрешить мирным путем

ФЖ.jpgОльга Журавель, декан факультета журналистики Новосибирского государственного университета, рассказала о том, что думает о мемах и негативной реакции на них.

— Как думаете, почему появляются мемы?

— Это современный формат смеховой культуры. То, что мемы существуют и очень популярны, это абсолютно нормально. Раньше карикатуры публиковали в изданиях, а сейчас мемы часто появляются в интернете — просто новая технологическая база.

— Почему некоторые люди резко реагируют на мемы?

— В нашей стране нет укорененной традиции правильного, спокойного отношения к карикатуре. И это не хорошо, и не плохо, просто так сложилось. Вот, например, во Франции карикатуристы очень уважаемые люди. И я не про крайних радикалов «Шарли Эбдо»(сноска: французский литературно-художественный журнал политической сатиры), у них вообще ничего святого нет.

Приведу пример, на крупном международном форуме докладчиками могут быть представители правительства, очень видные деятели, и тут же на экране, рядом со слайдами из их доклада, появляются карикатуры, которые моментально делает художник. И он иногда делает даже злые рисунки, на которые можно и обидеться, где гротескно выглядят элементы внешности, тематика выступления и так далее. Тут же на большом экране. И это абсолютно нормально. Но это другая страна.

pgSV1sPpCrA.jpg

— В НГУ осенью был конфликт из-за мемов на физфаке НГУ. Что вы об этом думаете?

— Существуют корпоративная культура и корпоративные медиа, и это касается также пабликов в соцсетях. Если ты считаешь себя членом корпорации, в которой работаешь или учишься, то должен отделять себя как свободную личность от члена этой корпорации. И если наносишь ущерб престижу организации, то тебе вправе высказать претензию. Если получаешь какие-то дивиденды: зарплату, знания или что-то ещё от этой корпорации, то должен её уважать и вести себя соответственно. Когда ты просто частное лицо Петя Иванов, и где-то в городе говоришь, то можешь заявлять всё, что угодно, но как только говоришь как студент, то ты уже так или иначе затрагиваешь бренд университета, и не всегда в пользу вуза.

— Каким образом можно решать подобные конфликты на примере университета?

— Я считаю, что между студентами и деканатом вообще не должно быть конфронтации. У нас на ФЖ такого нет. Все проблемы, которые возникают у студентов, это и наши проблемы. Если мы узнаем о них, то пытаемся разрешить всё мирным путем. Мне кажется, что если появляется конфликт, то в нем участвуют обе стороны, и они обе должны нести какую-то ответственность.


Моя цифровая копия

Эксперт.jpgПрезидент коммуникационного агентства Stanley Group (Санкт-Петербург) Николас Стэнли уже 5 лет проводит лекции в столичных университетах про интернет-технологии, социальные сети и современные медиа для школьников, студентов, предпринимателей, чиновников и политиков. Он считает, что людям стоит знать базовые юридические основы регулирования свободы в сети, сведения о личной информационной безопасности и даже основы интернет-маркетинга

— Как думаешь, можно ли запретить кому-либо делать смешные картинки про других людей? 

— Мемы можно делать про кого угодно: про Гитлера, Иисуса, президента и депутатов. Но нужно помнить, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. То есть мем не должен нарушать закон. Другой вопрос — насколько закон справедлив. В России за мемы про Иисуса вы подпадете под административное (а после — и уголовное) преследование, так как они могут оскорбить чувства верующих. Осенью Госдума разрешила изображать свастику, если она не используется для пропаганды нацизма, и убрала фразу про обязательное осуждение. Это вывело некоторые мемы из серой юридической зоны. Во всех странах есть свой список тем, над которыми нельзя шутить, и за которые вы можете попасть в тюрьму — от общепризнанных холокоста и различных геноцидов, до личностей правящих монархов (например, Таиланда или ОАЭ). 

— Насколько наше поведение в интернете отличается от общения в жизни? 

— Как показывают исследования, 95% людей создают в интернете свою точную цифровую копию. Это значит, что в интернете мы такие же, как и в жизни, в глобальном плане мы не стараемся казаться лучше. Исключения могут составлять отдельные блоги (аккаунты), в которых люди примеряют определенную роль и следуют ей: тот же Артемий Лебедев регулярно использует мат в своём блоге, но практически никогда — в реальной жизни. Ну и остаются 5% тех, кто выдумывает своё альтер эго с нуля. Так, например, американка Мина Чан полностью подделала свою биографию, включая обложку журнала Time, чтобы получить работу в Госдепартаменте. 

— Как ты реагируешь, когда слышишь про очередные мемные скандалы или скандалы из-за того, что кто-то не так пошутил? 

— Каждый раз, когда очередная публичная персона, компания или до того неизвестный человек, попадает в мемный скандал или сам становится мемом, первое что я делаю — это скриншоты. А потом использую эту информацию в своей работе и в лекциях.


Не бей — шути 

Марк.jpgПсихоаналитик Марк Вантеев работает в центре психолого-педагогической помощи «Вита». Объяснил «мемное» явление с точки зрения психологии.

— Как думаете, почему мемы стали популярными?

— Юмор всегда присутствовал в нашей культуре. До мемов такие же шутки были в анекдотах, фильмах, газетах и комиксах. Затем они перешли в интернет в форме мемов, подстроились под особенности социальных сетей. Плюс поспособствовало наше клиповое мышление — это когда мы воспринимаем информацию при помощи коротких блоков, клипов, чего-то быстрого, на что можно моментально среагировать и переварить.

— В чем полезность мемов? 

— Функция юмора заключается в том, чтобы снимать напряжение. С помощью юмора можно достаточно нейтрально выплеснуть негативные эмоции. Вместо того, чтобы ударить человека, лучше над ним пошутить. И это в культуре будет более приемлемо, чем физический контакт. Ограничивать юмор — значит ограничивать наши влечения. Мне кажется, такая идея изначально обречена.

50cafad5b767f74d27df9ca3bbe6d322.jpg— Можете привести пример того, почему какой-то мем стал популярен с точки зрения психологии?

— Недавно, я слышал про ситуацию с Гариком Харламовым и его женой, которая сыграла достаточно откровенную роль в фильме. Люди тут же стали создавать картинки. Такая бурная реакция общества свидетельствует о каких-то подавленных внутренних тенденциях, которые люди в себе вытесняют. В традиционном обществе (а в России оно как раз такое) подобная история вызывает резонанс.

— Как вы относитесь к конфликтам в соцсетях?

— По сути дела, это те же самые отношения, которые проявляются в реальной жизни. Например, конфликт преподавателя и студента был всегда. Раньше записки писали, на партах рисовали, а теперь с помощью соцсетей это приобретает огласку. Когда преподаватель строго себя ведет, у студента накапливается напряжение, которое он, в естественной для себя форме, проявляет. Это вполне понятно, хотя для преподавателя не очень приятно. Но раньше же они как-то с этим справлялись? Но это уже более личные вопросы, которые каждому нужно изучать в работе со своим психологом.

Нет четкой инструкции, как не обидеть ближнего шуткой. Самый верный рецепт — шутить только над собой, но и тут кто-то увидит в тебе свои черты и пойдет бить в колокол. Шути, но всегда готов к последствиям.

Разговаривала: Анастасия Кузнецова

____________________

1. Две школьницы делали мемы про учителей и ровесников. Группа насчитывала к моменту закрытия около 100 подписчиков. Каждую девушку оштрафовали на 500 рублей.

2. Студенты 1 курса физфака НГУ делали мемы про студенческую жизнь. Были вызовы в деканат и четырехчасовое собрание с присутствием преподавателей, студентов и приглашенных людей. Говорили о кибербуллинге, те, кому было что сказать, выступали с трибун.


Возврат к списку