В центре культуры ЦК19 прошла выставка скандально известного новокузнецкого фотографа Николая Бахарева «Провинциалы». Чтобы лучше разобраться в его противоречивом искусстве, наш журналист пообщался с руководителем новосибирского отделения союза фотохудожников России Евгением Ивановым.
О фотографеНиколай Сергеевич Бахарев прошел путь от работяги на заводе до фотографа, выставляющегося на международных фотовыставках. Его стиль, непередаваемую манеру многие искусствоведы окрестили как «метод Бахарева». Этот метод заключается в расщеплении физиологического и духовного, выставлении на людской суд абсолютно оголённых и беззащитных натур. Эти души резко контрастируют с выверенным декором и интерьером, а также с поставленными источниками света, которые придают дополнительную сложность и фактурность моделям.
Для нахождения самой сути человека Николай Сергеевич может часами расталкивать модель, доводя её до состояния усталости и полного безразличия к конечному результату. Ничем не прикрытая нагота и глумление над общественным строем вызывает восхищение и отторжение. Бахарев начал свой путь как творец и летописец людских историй с пляжных фоторабот. Это спасало его от рутины и надоедающих будней в службе быта.
Люди стали приглашать Николая Сергеевича к себе, после чего фотограф начал вырабатывать и формировать свой метод и стиль. В его портретах вы увидите потерянных, пьяных, усталых, пошлых людей. Они наги, но это нагота не превращается в порнографию, интимные части не бросаются в глаза, весь фокус направлен на считывание состояния, атмосферы.
Смысл работ
Зачем же художнику так безжалостно обходиться с доверившимися ему моделями? Евгений Львович дал мне свою трактовку ответа на этот вопрос. Стоит начать с того, что творчество Бахарева максимально парадоксальное. Он сдирает фантики, обертки и этикетки для того, чтобы вызывать отторжение у смотрящих. Люди, изображенные на фотографиях, не только представители рабочего класса: среди них есть те, кто рангом и повыше. Но это не считывается с устремленных на нас задокументированных историй. Мы видим животные проявления, но вместе с тем и «очень чувственную человеческую жизнь». Модели показывают свою индивидуальность, противоречивость, красоту.
Объясняя, почему же так жестоко поступал Бахарев, Евгений отвечал: «В работах Николая Сергеевича содержится критика быта и автоматической жизни, и если про это не говорить, то мы превращаемся в рабов или плохо понимающих смысл жизни нетворческих людей».
Евгений Иванов
Влияние СССР на творчество
Евгений Львович объясняет, что во время СССР люди получали только то искусство и ту информацию, которая конструировала в них образ «достойного гражданина». Тем самым животная человеческая сущность с формальной точки зрения переставала существовать, в то время как государство агитировало социальную. Но человек — это сложная система, которая не всегда принимает навязанные стандарты. Скорее всего Бахарев хотел показать тем, кто забылся или же полностью слился с идеалами коммунизма — то, что у нас всех одна природа, и эта природа — фундаментальна и неотделима.
По сути, мы снова сталкиваемся с противоречием. В попытках высмеять уклад Советского Союза Бахарев фокусируется на животной сущности человека, максимально упрощая его. Мы видим другую крайность — обнаженных, потерянных людей, которые также формируют массы и ничем друг от друга не отличаются. Создается замкнутый круг: природа— социум — природа, но при этом невозможно понять, что же на самом деле лучше и где же человек не очередной представитель homo sapiens.
Для чего показывать наготу?
От работ Бахарева создается впечатление, что художник к каждому снимку подходит с полной ответственностью: часами обставляет интерьер, выбирает ракурс, позы моделей, чтобы показать непохожесть и выразить протест, но вот каждый его снимок — это повторяющаяся история, исход которой мы сами способны предугадать. Нас наталкивают на мысль, что нужно стремиться к духовному и светлому, чистому, но в чём же заключается воплощение той высокодуховности?
Евгений Львович находит высокодуховность в том, что сплетение тел воедино — это космическая и божественная миссия, которая порождает на свет нечто прекрасное. Фотограф назвал Бахарева «Певцом бытовухи» — это определение особо чётко отражается в «Провинциалах».
Провинциалы
В двух залах были представлены работы более позднего периода творчества фотохудожника, которая была выполнена под заказ Московского дома фотографии. В них мы уже не видим былой откровенности или же порока. Через интерьер автор передает характер, мечты, увлечения моделей. Сами же позирующие не всегда показывают настоящее «Я»: вот мы видим почетного гражданина СССР, окруженного советской символикой, на другом снимке показана групповая фотография возле музыкального инструмента. Почти на каждом снимке книги, картины. Создаётся ощущение, что — «Провинциалы» логическое завершение фотолетописи более ранних работ автора.
В «Провинциалах» почти нет чего-то кричащего, здесь присутствует медитативность, рефлексия и ответы на некоторые вопросы. Точная игра с цветом, выдержанные линии, но всё тот же пустой взгляд в никуда. Бахарев так и будет обличать своих моделей и безжалостно транслировать их душевное состояние миру.
Автор текста: Анна Писаренко