«Чтобы о паркуре узнали, он должен стать бизнесом»

Интервью современного трейсера

Что такое современный паркур, может ли он быть безопасным и куда идти, чтобы начать заниматься рассказывает трейсер — Юра Зубарев. 

Паркур появился в России в 2004-ом и был популярен вплоть до начала 2010-х. Тогда каждый второй мальчишка прыгал по гаражам и хотел быть похожим на трейсера из команды «Ямакаси», но потом все вернулись к пресловутому Человеку-пауку. За десять лет популярность паркура успела вспыхнуть и погаснуть как спичка: в 2014-том интерес к дисциплине стал быстро и уверенно затухать.  

Сегодня ни о какой популярности уже не может быть и речи, но одинокие самураи-трейсеры продолжают свой путь. Мы связались с одним из них, чтобы расспросить о современном паркуре.  

Y1ZJ_4goF9o.jpg

Юра Зубарев — представитель Сибирского паркур-сообщества, тренер, участник и призер межрегиональных и всероссийских соревнований.

Как долго занимаешься паркуром?
— 12 лет. Не без пауз, конечно. Были перерывы на месяц-два из-за мелких травм, но полных 11 лет наберется.

Откуда появилось желание?
— Посмотрел видео в интернете, это было зрелищно. Позже увидел, как ребята из нашего города делают то же самое на улице. Стало понятно, что это реально.

У трейсера может быть талант, или все успехи — результат тяжелых тренировок?
— Кому-то элементы даются проще, кому-то сложнее. Отчасти это зависит от роста: если человек высокий, ему будет чуть тяжелее. Играют роль пропорции, в данном случае: короткое тело и длинные ноги — это смещенный центр тяжести и прочие неудобства. Многие элементы приспособлены под средний рост. Нередко те, кому это дается сложнее, ревнуют к успехам товарищей: «как же так, вроде, учимся одно и то же время, у него получается, а у меня — нет».

Такое часто случается в спорте. Паркур и спорт сильно отличаются друг от друга?
— Пожалуй, да. Паркур — уличная дисциплина, и четких граней тут нет. Даже наоборот, существует определение «индивидуальный стиль» — каждый участник фестиваля может показать свои навыки так, как считает нужным. Можно сделать один элемент, но по-разному. 

Ты пришел в паркур физически подготовленным?
— У меня была небольшая база: пробовал игровые виды спорта, немного занимался боевыми искусствами, но все как-то не заходило. В паркуре пригодились гимнастика и ОФП: помогли наработать технику, сформировать мышечный каркас, который защищал от травм. 
Тогда я этого не знал, но подход оказался правильным. В идеале, любой спортсмен должен нарастить базу, прежде переходить к сложным упражнениям. 
  
Расскажи немного об основных направлениях дисциплины?
— Основное направление — паркур — перемещение из точки A в точку B. Оно подразумевает максимально быстрое и рациональное движение без излишеств. Грубо говоря, как полоса препятствий. Еще есть фриран — к перемещению добавляется акробатика, упор делается не на скорость, а  на зрелищность. Это направление сейчас популярнее, паркур отошел на второй план.

Паркур обязательно включает в себя лазание на высокие здания?
— Конечно нет. Это стереотип, который сложился во многом из-за фильмов «Ямакаси» и «13 район». Режиссеры, наверное, сами не подозревали, какой эффект их картины окажут на дисциплину, неосознанно преподнесли паркур не в лучшем свете. 
На самом деле, паркур — дисциплина безопасная. На моих тренировках никто и никогда не травмировался, потому что упражнения даются от простого к сложному абсолютно для всех, без исключений. Никаких перешагиваний через ступень. Многих это разочаровывает, они думают, что на первой же тренировке начнут делать сальто, но я всегда объясняю на берегу: сначала укрепим каркас тела, а потом уже перейдем к сложным элементам. 

Но ты сам поднимался на здания без страховки?
— Это было лет в 15-16, в этом возрасте все делают глупости. Тогда поднимался на 10 этаж, сейчас, конечно, я уже так не делаю. Мне нравится высота, я работал промышленным альпинистом и люблю сходить на крышу, но не полезу на нее по дому. 

Насколько реально пройти не подготовленную трассу, подобно героям фильма? Пробежаться по крышам, за три секунды определить, куда прыгнуть в следующий момент... 
— Практически нереально. Это большой риск для жизни. Мы всегда проверяем место, куда приходим тренироваться. Первым делом смотрим, насколько устойчивы элементы «спота» (площадки): не отваливается ли плитка с парапета, например... Если нужно бежать и прыгать туда, где ты ничего не проверил заранее — это экстремальная ситуация. Невозможно сориентироваться за 3 секунды. Даже опытный трейсер остановится и подумает, куда сделать следующий шаг. В фильмах все рассчитано на эффектность, потому и герои делают невозможное.  

PEt2qhQB6Po.jpg

То есть, отдельного направления, подобного фрирайду лыжников и сноубордистов на склоне, в паркуре нет?
— Я слышал только про готовую полосу препятствий. Человек впервые ее проходит, не зная расположения элементов на площадке. Прыгать по крышам просто так, без проверки — достаточно глупо и опасно, я таких случаев не знаю. У меня был случай, когда я подростком залез на закрытую территорию завода, а там собаки и охранники, пришлось бежать и по ходу движения определять, на какой забор прыгнуть. Но тут мозг не думает, а опыт вообще может скатиться к нулю, потому что адреналин перекрывает все.

Паркур — всегда город? Или может быть актуальным на природе?
— Дисциплина зародилась как раз в природных условиях. Мы, со времен древнего человека, занимаемся паркуром, только не знаем об этом. Основатель дисциплины Жорж Эбер еще 100 лет назад делал что-то подобное на природе: практиковал перемещение, ориентируясь на первобытного человека, забирался на скалы, лазал по деревьям. 

Первая страна паркура — Франция, к нам он пришел гораздо позже. Сегодня уровень наших трейсеров все еще отстает от зарубежных коллег? 
— Мне кажется, что на Западе трейсеры сильны в паркуре потому, что там больше человек практикуют именно перемещение, зато наши хороши во фриране. Ну а в целом, уровень более или менее сравнялся.

Почему паркур потерял популярность в России?
— У нас все начало затухать в 2015. Мне кажется, дисциплина не сохранила популярность потому, что за нее никто не взялся. Чтобы о паркуре узнали, он должен стать бизнесом. Сейчас даже если кто-то и хочет заниматься, то просто не знает, с чего начать. 

Популярность снизилась, но именно в тот год ты начал тренировать ребят...
— Это был интересный опыт, потому что до нас никто массово людей паркуру не обучал. Тогда я и сам учился: систематизировал свои знания, выстраивал их по порядку. Система была максимально простой и безопасной, основывалась на неторопливости и постепенном обучении. Для многих это стало разочарованием: человек приходил, у него горели глаза, он хотел делать трюки сразу, а приходилось нарабатывать базу, отжиматься, выполнять простые упражнения. 

1qPNwIzcELU.jpg
  
Сейчас ты все еще тренер?
— Да, но этим летом мы не занимались из-за пандемии. Зимой занимаемся в зале. 

Где обычно прыгаете летом?
— У нас есть специальные площадки, адаптированные под разные направления: две на левом и одна на правом берегу. Они построены мэрией по нашим проектам. На набережной сейчас есть турниковая площадка, но хочется еще специальные конструкции для прыжков. Дети их любят, и безопасность — максимальная, потому что высота небольшая.

Безопасный паркур — это реально?
— Основа всей нашей системы — безопасность. Мы не даем человеку элементы, которые он не готов выполнять. Никакого экстрима. Каждый сначала учится элементарному: прыгать, правильно приземляться. Мы всю зиму тренируемся в зале, на матах, и только ближе к весне начинаем выходить на улицу, проверять умения ребят на практике под нашим контролем. Никакой высоты: только парапеты и перила.

Где трейсеры могут показать себя?
— Основная часть соревнований проводится в Москве, Питере и Крыму. Если говорить о чемпионатах мирового уровня — Европа, в частности Париж, и США. С местными ребятами мы проводим джемы. Если собираемся на тренировку или выезжаем на соревнования, пишем о них в своей группе — «SSC54 Тренировки».

Что для тебя паркур — философия, образ жизни, спорт?
— За столько лет его значение не раз трансформировалось. Сначала хотелось делать зрелище и быть круче других. Потом импульс начал перегорать. Какие-то элементы не получались, но вместо того, чтобы бросить, я включил упрямство: «пока не сделаешь — никуда не уйдешь». Хотелось все доводить до конца. Затем паркур стал привычкой: я мог делать по 2 тренировки в день. Из привычки это трансформировалось в неотъемлемую часть моей жизни. Сейчас я занимаюсь в удовольствие. 

wsabuw-eLKk.jpg

Ты немало путешествуешь, паркур пригождается в поездках?
— Я путешествую по-дикому, так сказать: с собой только палатка и спальник, передвигаюсь автостопом, часто не знаю, где буду ночевать… Если в городе ночлег найти не удалось, забираюсь на будку или в закрытый подъезд через окно — менее доступное для остальных людей и более безопасное для меня место. 

Я слышала, что ты — приверженец философии даосизма. Существует что-то общее между учением и паркуром?
— Когда я задаю этот вопрос сам себе, у меня возникает ассоциация с водой. Есть такое понятие — поток. Вода движется непринужденно и обходит камень, если встречает его на пути. Гибкость, плавность, всё то, что мы в паркуре называем «флоу» — это и есть непринужденное движение, преодоление препятствий с минимальными усилиями при максимальной эффективности. 

Можно ли сказать, что это твоя личная философия и в паркуре, и в жизни?
 — Да, пожалуй, да. 

В твоем инстаграме есть пост, где ты спрашиваешь: если ваша жизнь была бы книгой, в каким жанре она была бы написана? Какой жанр выбрал бы ты сам, и чем наполнены главы твоей «книги»?
— Приключения. Я всегда любил книги этого жанра, читал Жюля Верна... Еще мне нравится фантастика: если бы я мог полететь в космос, я бы  точно полетел. Каждая глава моей «книги» насыщена событиями. Первое, что я бы указал, что это — автобиография, моя жизнь. Приключения, поездки, пробы, ошибки — я бы писал все по-честному, как пишу в своем блоге.

P.S. Если вы хотите заняться паркуром, но не знаете, с чего начать: позвоните Юре или напишите в сообщения одного из сообществ, указанных ниже (включая личные профили Юры). 


Контакты Юры: 
Instagram @yuri_zu
VK @daosi
Телефон для связи: +79963794202
Блог @zytrip
Группы:
«SSC54 Тренировки»
«Секция паркура Новосибирск»
«Сибирское паркур сообщество» 



Нина Зеленина


Возврат к списку