К сожалению, все известные способы, при помощи которых студенты усваивают материал – неэффективны. Зубрежка лекций и семинаров порой, приносит лишь головную боль – постоянная перечитка текста также не дает тех ощутимых результатов, которые бы хотелось получить.
Как же быть? Мы собрали несколько советов, которые помогут тебе не только успешно сдавать сессии, но и эффективнее двигаться к профессиональной цели!
ЗАЧЕМ ЗНАТЬ, КАК РАБОТАЕТ ПАМЯТЬ?
Из-за того, что нам кажется, будто бы память – это камера, фиксирующая и сохраняющая фото в нашем мозгу, мы принимаем и то заблуждение, что если будем зубрить или повторять одно и то же разом, то и картинка будет становиться все более четкой.
На самом деле, наша память похожа скорее на «фильтры» (в виде знаний, опыта и ожиданий), которые накладываются на материал и связывают учебный материал с тем, что мы знаем. Исходя из этого понимания, мы и формируем принципы, по которым станем оптимально готовиться к учебе!
1. ДЕЛАЙ ПЕРЕРЫВЫ – ВЫБИРАЙ РАЗНООБРАЗИЕ!
Попробуй предпочесть длинному учебному марафону – несколько коротких уроков. Здесь важно продумать количество занятий и учесть интервал между ними.
Например, если у тебя есть 12 часов на учебу, вместо того, чтобы тратить по 6 часов на два предмета, намного легче поделить их на 6 уроков по 2 часа времени. Такое деление позволит не перегружать внимание, более качественно и быстро проходить путь изучения предмета. Чтобы не растягивать программу, уменьшай количество времени перерывов между занятиями – экзамены скоро!
2. ПЕРЕКЛЮЧАЙСЯ МЕЖДУ ТЕМАМИ!
Обычно, если мы избираем темы, то разбираем досконально и до конца каждую из них. Но что, если чередовать смежные предметы вместе? Ученые недавно доказали, что переключение внимания более эффективно в отдельных случаях, чем линейное изучение, благодаря тому, что мозг в большей степени цепляется за различия, чем за какие-то одинаковые вещи.
Таким образом, если вы, например, изучаете журналистику, то можете выделить ее отдельные виды: Печатные СМИ, радиожурналистику, ТВ-журналистику и т.д. Вместо того, чтоб по очереди зубрить каждый из аспектов, их можно разбить на простые категории: история вида журналистики, способы подачи, известные личности и т.п. Таким образом, переключаясь между ними, мы обращаем внимание на их отличия, а значит и лучше запоминаем!
3. ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ТЕМУ, ЧЕМ ЗУБРИТЬ
Постоянное перечитывание текста закладывает в голову студента авторскую интерпретацию научного текста, и не формирует его собственного понимания темы.
Чтобы понять, а значит и запомнить материал, нужно задавать вопросы к материалу, который ты хочешь изучить. Тем самым, ты используешь те самые знания и опыт, «фильтры», через которые прогонишь материал. Самый простой способ: метод уточнений. После каждого прочитанного куска можно устраивать себе небольшой опрос с развернутыми ответами. Это работает!
4. ЗАПОМИНАТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ!
Вместо того, чтоб перечитывать информацию по сто раз, мы можем попытаться воспроизвести ее по памяти, что является более эффективным способом.
Существует метод трёх «П»: «прочитать, пересказать, проверить».
- Прочитайте отрывок текста.
- Уберите книгу в сторону и перескажите своими словами то, что узнали.
- Проверьте, насколько правильно вы ответили.
Повторяйте эти три шага, пока ваши знания не станут идеальными!
5. НЕ ВЫДЕЛЯЙ ТЕКСТ – РАБОТАЙ С НИМ!
Самое легкое – подчеркнуть самое важное в тексте, отметая все остальное. Однако, таким образом у студента и появляются «дыры» в знаниях, которые он уже может не восполнить.
Изучай материал полностью, не помечая маркером, размышляй над ним, используй вышеобозначенные способы – и все получится!
ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К СТАРЫМ МЕТОДАМ?
Когда экзамены или контрольная работа уже на носу, мы инстинктивно выбираем самую простую методику занятий, которые обеспечивают быстрый результат. Именно поэтому, неэффективные подходы так популярны – они дают иллюзию «запоминания урока» и успокоение по части «выполненного долга».
Предложенные способы требуют гораздо больше усилий и времени – однако они меняют кратковременные усилия на долговременный эффект, но ведь получение знаний так похоже на поход в спортзал – чтобы «прокачаться», нужно попотеть.
Удачной учебы!