Пьесы Чехова любят и ставят во всём мире. И немудрено: где ещё встретишь ситуации, в которых из пары штрихов складывается целый мир – звенящий, наполненный и такой знакомый. В своей новой постановке театр «Понедельник Выходной» объединил сразу две чеховские истории, в которых показал, что может твориться «Шутки ради».
Спектакль «Шутки ради» состоит из двух чеховских пьес: «Предложение» и «Медведь»; каждой посвящено отдельное действие. Обе они – о любви и сложностях отношений. В «Предложении» «упитанный, но очень мнительный помещик» пытается попросить руки своей соседки. В «Медведе» – уже другой «нестарый помещик» приезжает к вдове, в последней надежде вытребовать долг её покойного мужа. Обе пьесы Чехов написал в 1888 году, и они буквально тут же завоевали всю Россию. Успех этих работ помог Антону Павловичу улучшить материальное положение: он даже шутил, что «Медведя» стоило назвать «Дойной коровой».
Режиссёр театра «Понедельник Выходной», Сергей Дроздов, не любит, когда «в театре смешно». Но ради Чехова он сделал исключение.
«Эти пьесы мы ставили к году нашего театра – хочется праздника, – рассказал Сергей Дроздов. – Их жанр так и называется – шутки. Антон Павлович Чехов – один их моих любимых, но, при этом, сложных авторов. Я не очень люблю комедии, но если брать, то брать хорошего автора и работать с хорошей драматургией. Эти пьесы душевные, смешные, трогательные и по-детски наивные. Живые».
«Предложение» и «Медведь» – две самодостаточные пьесы. При этом их объединяет атмосфера бодрого переполоха, общая комичность ситуаций, живые и забавные характеры героев. У театра «Понедельник Выходной» пьесы объединяют ещё и общие актёры. Двух совершенно разных главных героинь играет София Соловьёва. Александр Сидоров из помещика Степана Степановича Чубукова превращается в зашуганного лакея Луку. Роман Лящук аккомпанирует в романсах на гитаре (исполняет их Кристина Кропанцева), а во втором акте – становится тем самым Медведем.
Сергей Дроздов рассказал, что над выбором актёров думали не долго: «Роман [Лящук] – большой, здоровый, сильный. Настоящий Медведь. В «Предложении» есть Тёма [Плашков] – немножко нелепый, но при этом большой, классно же. Соня – без вопросов. А Александр Николаевич Сидоров – мой друг, которого я пригласил из театра «Старый дом» специально для этого проекта, потому что не вижу, пожалуй, в городе лучшего кандидата».
Иногда актёры чуть-чуть отклоняются от оригинального текста: всплывают современные словечки, неожиданные забавные действия и диалоги. По словам режиссёра, все эти моменты органично рождаются во время репетиций и спектаклей. Это живая ткань, которая должна жить своей жизнью.
На время спектакля сцена превращается в уютную комнату с прихожей. Домашнюю обстановку дополняют обои в узорчик, деревянная мебель, окно с розовыми занавесками, кувшин с водой и целая компания зелёных растений. Даже вместо театральных звонков – дружелюбный собачий лай. В перерывах мелодично поёт Луи Армрстронг.
Нас стене висит портрет режиссёра спектакля в чёрной рамке с ленточкой. Зрители, ещё до начала спектакля узнавшие Сергея Дроздова на похоронном портрете, растерянно перешёптываются. К всеобщему удивлению, во втором действии портрет блестяще играет роль безмолвного усопшего мужа главной героини. Оказывается, эта идея возникла ещё до репетиций.
«Это шутка! – смеётся Сергей Дроздов. – Ну а чей туда портрет? Просто левого человека – не интересно. А так… Ну когда можно в режиссёра поплевать? Когда он висит мёртвый на портрете. С ним поговорить можно, пообвинять, поругать, выплеснуть всё».
Театр «Понедельник Выходной» за год работы уже успел удивить новосибирцев своими талантливыми работами, среди которых – иммерсивный спектакль «Кухня», во время которого актёры и зрители ужинают за одним столом, и постановка «Подонки», действие которой разворачивается в настоящей заброшенной котельной. Сейчас Сергей Дроздов планирует сделать документальный спектакль о конкурсе красоты в новосибирской женской колонии.
Текст: Надежда Уколова