Проект «Comedy баттл» – аналог шоу «Смех без правил», которое вели Владимир Турчинов и Павел Воля. Шоу выходит в эфир ТНТ с 2010 года. Участники баттла выполняют различные задания, импровизирую и шутят. Самый смешной из них становится резидентом «Камеди клаба». В этом году выйдет последний сезон шоу, людей для которого организаторы проекта поехали отбирать в самых крупных городах России и ближнего зарубежья. Попал в их число и Новосибирск, на кастинг в котором пришло более 150 человек. Про что чаще всего шутит молодёжь, кто пройдёт дальше и как развивается российский юмор, рассказали креативные продюсеры проекта Константин Обухов и Армен Оганян.
– Какие у вас сложились впечатления от кастинга в Новосибирске? Много ли у нас смешных людей и про что они шутят?
Армен Оганян (А.О.): Из тех городов, где были мы с Костей, это точно самая большая посещаемость, самый большой ажиотаж. И по географии приезда тоже очень широко представлен регион. Мы уже были в Чите и Красноярске, честно скажем – смешнее пока в Новосибирске.
Константин Обухов (К. О.): Про Обаму шутят (один раз было), про рубль нет. Шутят на обычные темы: про семью, детей, родителей, работу, начальника.
А. О.: Как раз интерес в кастингах, что сюда приходят настолько разные люди, и каждый шутит на какие-то свои внутренние темы, которые оказываются и нам близки, хотя мы об этом и не задумывались раньше.
– Попадут ли сегодняшние выступления ребят в эфир передачи?
А. О.: В этом году у нас отличается формат баттла – это такой предкастинг по городам. Мы понимаем, что людям тяжело приехать в Москву, поэтому ТНТ едет к людям. Сейчас мы проедемся по городам, наберём кого-то, и они поедут в Москву. А уже московский кастинг будет телевизионным – мы его снимем, покажем…
К. О.: Этот сезон баттла будет последним. Дело всё в том, что на протяжении трёх лет «Comedy баттл» давал резидентов для Comedy club. И скажем честно, они не сильно там запоминались. Поэтому мы решили шоу менять, и это последняя возможность для кого-то из самородков попасть в Comedy club.
А. О.: Юмор развивается, и не только он. За эти 4 года, пока мы ездим по городам, это очень видно. Поэтому мы хотим как-то переформатировать передачу, чтобы она стала более актуальной. iPhone за это время изменился со второго до шестого, а мы по сути занимаемся тем же. Поэтому что-то изменится.
– Почему так мало девочек участвует?
А. О.: Это не так. В соотношении просто пришедших, парней больше, но девочки проходят дальше абсолютно наравне с парнями, в одной весовой категории, а зачастую оказываются даже смешнее. Например, сегодня какие-то парадоксальные две девчонки, которые не выступали до этого нигде, показали всё ну очень смешно.
– Как быстро вы можете определить, смешным ли будет человек?
К. О.: Мы можем определить, пройдёт ли человек, с 20 секунд: видно сразу, как он идёт, как он одет, как начинает говорить, какую тему он взял.
А.О.: Самый большой парадокс: наш администратор Дина Никитина может определить это ещё на стадии заполнения участниками анкеты. И это в 95 % соответствует действительности.
– Есть ли какие-то табуированные темы, на которые шутить нельзя?
К. О.: Табу нет, но это моё личное: я могу выслушать любую шутку. Другое дело, что есть какие-то телевизионные законы и законы Российской Федерации, которые нельзя преступать. Нельзя шутить на пошлые темы, нельзя оскорблять чувства верующих, нельзя шутить над людьми с ограниченными возможностями. Но, опять же, смотря как. Можно изящно на эту тему пошутить, и это выйдет хорошо и необидно… Если человек сам по себе говорит мерзости и гадости, то уже ничего не поделаешь. Бывает такое, что приходит красивый парень, но начинает говорить какие-то пошлости, скабрёзности, и сразу в наших глаза превращается в некрасивого.
– Какой жанр юмора самый сложный?
К. О.: Вокальный – песенный. Написать хорошую смешную песню сложнее всего. В стенд-апе можно найти несколько тем, в миниатюрах можно что-то выбирать. А зарифмовать шутку… То, что делает Семен Слепаков – это гениально.
– Что происходит дальше с участниками баттлов, которые попали на съёмки передачи, но не прошли в Comedy club?
К. О.: Есть такая передача как «Не спать» на ТНТ. Пусть она идет поздно ночью, но это тоже некая площадка для того, чтобы развиваться. Кто-то возвращается в свой город и организует там какие-то мероприятия, кто-то ведёт свадьбы и корпоративы, кто-то бросает это дело и в Subway идёт работать. Юмор – это такая вещь, что нельзя конкретно куда-то устроиться. Чемпионы КВН больше нигде не пригождаются или уходят дальше работать на другие каналы. Так и у нас: если ты не стал резидентом «Камеди», то ты либо возвращаешься домой, либо работаешь у нас автором. Такое тоже часто бывает.
А. О.: Кстати, да. Лучших авторов мы возле себя оставляем.
– Как влияют такие кастинги на молодых людей, помимо возможности уехать в Москву?
А. О.: Они получают опыт. Многие приходят, начинают запинаться, потом говорят: «Я всё понял, я не готов». И уходят. Сами люди понимают, что они недостаточно подготовились, или у них есть какая-то боязнь. Кто-то нас благодарит. И если ему реально интересно заниматься этим, то в следующий раз он уже выйдет на люди куда-то в заведении, «на открытый микрофон». Какой-то толчок они от этого получают. Опять же, кто-то, наконец, понимает, что машинист электропоезда – это его настоящее призвание.
– На ваш взгляд, стенд-ап – это профессия?
К. О.: Мне кажется, что это больше относится к эстраде. Не могу сказать, что этот человек занимается ремеслом, например, как актёр.
А. О.: Стенд-ап сейчас очень востребован. Их, например, часто приглашают на свадьбы. Как раньше «танец живота» приглашали, сейчас стенд-аперы приезжают. И после танца живота, перед зажжением очага выходит стенд-апер и выступает. Почему такой формат стал популярным? У них своё видение, свой взгляд на какие-то обычные жизненные вещи, и другим людям интересно слышать, когда появляется какое-то пересечение взглядов, это становится смешно. А ещё из стенд-аперов (по крайней мере, так было в Америке) получаются хорошие сценаристы. Они пишут сценарии к тысячам смешных сериалов: «Как я встретил вашу маму», «Друзья». Все они начинали как стенд-аперы, выступая в клубах. Когда человек настолько чувствует зрителей, как они, это делать легче.
К. О.: На самом деле сейчас в каждой стране стенд-ап выглядит по-своему. Какое лицо появится у стенд-апа в России, непонятно. Но благодаря такому проекту как «Камеди», что-то вырастает. Если в Америке это существует уже давно, то в России оно только-только дало корни и начало обрастать каким-то телом. Посмотрим, что будет.
– Не кажется ли вам, что на телевидении присутствует перенасыщение юмором? Не боитесь, что людям надоедят эти многочисленные юмористические шоу?
А. О.: По-моему, в прошлом году такое было, а сейчас, наоборот, на спад пошло.
К. О.: На самом деле мы с вами живём во времена переизбытка всего: юмора, вокальных, танцевальных шоу. Но смотрят. Не могу сказать, плохо это или хорошо. Но это конкуренция: когда ее не было, ничего не происходило. Сейчас все борются за популярность, за рейтинги и за людей. Переизбыток впоследствии рождает голод, мы это наблюдаем, когда ездим на кастинги: люди заканчиваются, они не могут вечно шутить. Им надо время, чтобы вырасти – им ещё по 15. Сейчас голод есть внизу, возможно, скоро он появится и на телевидении.