В ЦК19 проходит выставка новосибирской художницы Маяны Насыбулловой «Фаза:переход». «Фаза: переход» —трансмедийный проект, который объединяет связанные общей тематикой различные медиумы, передающие посыл автора. Страхи, эмоции, телесность — то, что связывает элементы выставки воедино, формирует целостное представление о высказывании автора.
Проект существует благодаря программе поддержки молодого современного искусства «Траектории», инициированной Центром культуры ЦК19. Генеральный партнер программы — Фонд Михаила Прохорова, который не первый раз сотрудничает с ЦК19. Выставка стала возможной также благодаря поддержке галереи Anna Nova (Санкт-Петербург).
«Основная задача программы поддержки молодого современного искусства «Траектория» — пригласить к диалогу художников и кураторов, чтобы вместе создать значимые художественные высказывания. С июня 2021 по январь 2022 года в ЦК19 будут реализованы четыре кураторских проекта. Первой участницей «Траектории» стала художница Маяна Насыбуллова. После свои проекты представят междисциплинарная группа «МЫК», художник и куратор Александр Никольский, а также исследователь, художник и активист Митя Главанаков», — отмечает руководитель информационного отдела и продюсер проекта Ангелина Бурлюк.
«Я искала способ осмыслить деструктивные состояния психики человека, что удивительным образом привело к новым медиа, к звуку. Я нашла возможность конвертировать движения тела в шумовую музыку из таких привычных медиа как скульптура и графика», — рассказывает художница.
«Фаза: переход» — проект об исследовании телесности, критическом выявлении социальных и биологических представлений о теле, его психофизических границах, а также репрезентации в культурном поле. «Мой проект новый и неновый. В нем есть результаты рефлексии, проходящей через всю жизнь, есть много новых форм и медиа, которые появились в прошлом году. Прошлый год стал достаточно переходным во внутренней и внешней работе», — делится Маяна.
С 11 июня до 31 июля новосибирцы могут посетить культурный центр, находящийся по адресу Свердлова 13, чтобы погрузиться в альтернативный мир, созданной художницей. Выставка проходит в двух залах. Первый зал посвящен тревогам и фобиям, второй же телу, измерению его границ.
Зрителей встречают «нойзмашины» — сделанные из производственного мусора скульптуры, залитые полиуретаном и силиконом. Они обретают голос благодаря присоединённым к ним транзисторам и резисторам и издают космические звуки. Это совершенно новый опыт работы художницы. Маяна демонстрирует связь между звуком и пространством. В исследовании музыканта и ученого Марины Корсаковой-Крейн было выявлено, что мы одинаково воспринимаем звуки и объемные фигуры. Именно на этом и играет художница, показывая, что тело многомерно, оно неизмеримо. Сонифицированные скульптуры были привезены из Санкт-Петербурга, до этого они выставлялись в творческом пространстве «Стыд».
«Я ссылалась на эстетику плоти, ужастиков 80-х, потому что тогда не существовало компьютерной графики, всё создавалось из подручных материалов», — объяснила художница. «Прошел вирус, и мы стали плотскими мешками, мы не такие красивые, как античные статуи, мы —просто куски плоти», — констатирует Маяна.
Каждый трактует эту экспозицию по-своему. Одни видят не органы, а очертания животных, кто-то и вовсе считает, что это абстракция внутренних переживаний, а сопутствующие звуки — излияние тревоги.
По залу также развешены графические листы художницы, выражающие её внутреннее состояние.
Находящаяся одна в изоляции в период карантина Маяна сублимирует тоску в творчество, формирует собственное представление о выходе из искусственно созданного ареала общественных стандартов, протестует против клеймления, деления людей на красивых и некрасивых, через творчество стирает всяческие шаблоны. Особо ярко эти тезисы нашли свое выражение в фильме художницы REMOVAL, что переводится с английского языка как устранение. Стоит уточнить, что этот фильм является частью проекта «Фаза: переход», а Маяна относит его к основополагающей единице выставки. В его создании приняли участие друзья художницы: оператор Мария Бережнина, музыканты Егор Клочихин и группа DyadandtheSleepersClub. Фильм был впервые показан в центре культуры.
Трехчастный REMOVAL начинается с того, что некий человек, одетый в уплотненный комбинезон с целью скрытия себя, делает слепки тела обезличенной девушки: ее голова перевязана, публике дозволено видеть лишь телесность. Вторая часть погружает зрителя в санитарно-белое помещение, где, снимая комбинезон и показывая себя миру, главная героиня Маяна Насыбуллова будет себя перекраивать, подгонять под стандарты. Слепки тела девушки окажутся на художнице через боль и душевные переживания. Маяна полностью обнажена, она показывает публике своё истинное я. Очень смелый шаг — показать себя без прикрас. Делает это художница для того, чтобы указать обществу на то, что неидеальное тело — это природа, оно также имеет право существовать и называться прекрасным.
Фильм также дополнила серия слепков новосибирцев, приглашенных художницей для творческой реализации. Античная белизна — символ идеальности, фальшивая оболочка, из которой произрастают корни — символ той природы, которую сковывает надуманное и безосновательное. Апогей отчаяния — третья часть, где Маяна, находясь под мостом, пытается жить с этой перекройкой себя, но не справляется. Выбор очевиден: либо она срывает ярлыки, либо страдает дальше. «Важно делиться не только хорошим, но и плохим, потому что те истории, о которых мы умалчиваем, из-за того, что в них мы представлены не в лучшем свете, переходят в какие-то глубокие комплексы, и мы лишаемся возможности об этом говорить, хотя это вообще абсолютно общее место», — подмечает Маяна.
Информация о проектах, запланированных в рамках программы «Траектории», будет публиковаться на сайте Центра культуры ЦК19. Выставки традиционно сопровождает публичная программа — лекции, медиации и экскурсии.
Фото и текст — Анна Писаренко