Фестиваль современного искусства ART WEEK «Кризис наслаждений» прошёл в Новосибирске с 21 по 29 мая. Зрители увидели работы тридцати художников, посетили лекции и мастер-классы.
Мероприятие соединило различные виды искусства: музыку, живопись, театр, перфоманс. Куратор проекта Марго Морева рассказа нашей редакции о том, как прошел фестиваль, и что ждет сибирское искусство дальше.Тема фестиваля в этом году звучала: «Кризис наслаждений». Почему вы выбрали именно ее?
Я участвую в организации подобных фестивалей уже шестой год. Каждый раз новая концепция рождается из предыдущей. Это бесконечный и спиралевидный процесс. Для нас кризис — не что-то ужасное. Это переворот и перелом. Определенное состояние, при котором существующие средства решения проблем становятся неадекватными. Зато возникают новые.
Каким проблемам была посвящена экспозиция фестиваля?
Перепотребление, перенасыщение, бесконечность контента, диджитализация, пикселизация. Многие работы были о человеке, который пропадает в виртуальном мире и теряет свое я.
При этом, у нас не было цели вводить людей в депрессию. Экспозиция не вызывала тяжелых ощущений или впечатлений. Визуально все выглядело как аттракцион. Мы хотели донести важную информацию не через негатив или напряжение. А наоборот, через какую-то легкость. Показать, что проблема есть, но она решаема. Просто нужно задуматься и поработать с самим собой.
Какую цель вы ставили перед собой как организатор?
Чтобы люди полюбили современное искусство. Поняли, что оно разное, порой непонятное. Однако это не повод его отталкивать.
Такой цели служил и образовательный блок. Мы пригласили художников и психологов вести лекции. Мероприятия были направлены на раскрытие внутренних способностей людей и их раскрепощение. Максимальное сближение зрителя и художника.
Зритель пошел на сближение? Какой отклик вы получили?
Я прочитала только один негативный отзыв. Меня как куратора поругали за то, что мы проигнорировали старых художников. Но у нас не было цели показывать то, что видели и так много раз.
Думаю, что теперь жители Новосибирска будут интересоваться современным искусством. Выставка была интуитивно понятной. Плюс, мы задействовали разные виды искусства. Получился симбиоз образовательного блока, визуального и перформативно-театрального. Это воздействие на максимальное количество чувств и получение удовольствия во всех его проявлениях и гранях.
Как проходил отбор художников?
Было два этапа отбора. Open call — открытый смотр. После я лично общалась с художниками. Одним мы предлагали сделать что-то под нашу выставку, у других имелись готовые подходящие проекты. Было важно, чтобы экспонаты сочетались между собой и гармонично существовали в пространстве.
Сложно работать с большим количеством творческих людей?
Мне было не тяжело. Я обожаю этих людей. Конечно, каждый требует личного подхода, но он возможен только через любовь и понимание.
Авторы были свободны интерпретировать тему «Кризиса наслаждений» по-своему. Я как куратор только помогала и направляла.
Существует ли сейчас в Сибири комьюнити авторов?
Пока художники разобщены. Мы будем постепенно объединять их вокруг себя. Думаю, что они пойдут на сближение. Все стремятся туда, где хорошо. А у нас так хорошо!
Авторам важно понимать, что они не одни. Важны отзывы, здравая критика и, конечно, узнаваемость. Все эти потребности наша команда успешно реализовала. Дальше мы будем только расти, что привлечет еще больше художников.
Какие цели вы ставите перед собой на будущее?
Мы стремимся к уровню биеннале, чтобы в Сибири проходило мероприятие, которое может сравниться с фестивалями на Урале, в Венеции. Но имело свой стилистический окрас.
Фотографии предоставили организаторы фестиваля ART WEEK «Кризис наслаждений»
Ксения Кулагина