В небе над Бердском часто можно увидеть планирующие самолеты. Возможно, когда-то и над вами пролетал Вячеслав Чехов, сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН. Молодой ученый рассказал корреспонденту портала «Ты молод» о своем главном увлечении – полетах на планерах.
- Как вы пришли в планерный спорт?
- Я с детства мечтал летать – не на планерах, конечно, а на истребителях. Поэтому и поступил на факультет аэродинамики в НГТУ. Забыл о полетах – думал, что буду строить самолеты и реализую себя в этой области.
Но однажды моя преподавательница рассказала мне про полеты над Бердском. Мы с друзьями пошли в клуб ДОСАФ – спросить поподробнее. А через некоторое время перезвонили и узнали про набор студентов на полёты.
В декабре 2005 года началось обучение. В мае мы совершили свой первый прыжок с парашютом – и только после этого нас допустили до полетов.
Смотреть за облаками
- Как взлетает планер?
- Планер присоединяется с помощью троса к самолету-буксировщику и за ним поднимается в воздух. На определенной высоте планерист отцепляет планер и начинает планирование. Эта высота зависит от того, что именно пилот планирует выполнять в воздухе.
- За счет чего вы держитесь в воздухе?
- Особенность планера в том, что у него нет двигателя, и потому поддерживать одну и ту же высоту в полете на нем не возможно. Умение и мастерство планериста заключается в том, что нужно вовремя определить погодные условия, суметь найти восходящий поток и подняться выше. Ведь если только снижаться, можно раньше времени оказаться на земле.
- Есть особые техники поиска восходящих потоков?
- Самое простое – это наблюдать за облаками. Как правило, вершины кучерявых облаков – это вершины этих потоков. В какую-то погоду приходится смотреть на землю под планером – она нагревается неоднородно. С разной скоростью прогреваются поля, леса, водоемы. Соответственно, они по-разному отдают тепло.
- Как высоко вы сами поднимались?
- На соревнованиях обычно планеры отцепляются от самолета на высоте 700 метров. Я после отцепки набирал 2 700 м.
Нарисовать в небе треугольник
- В чем заключаются ваши соревнования?
- Судьи, исходя из погодных условий, дают маршрут. Он чаще всего треугольный – аэродром и две поворотные точки. Когда пилоты находятся в воздухе, открывается стартовая линия – это такой ориентир. Обычно стартовой линией является центр аэродрома. Пилоты должны пройти заданный маршрут на скорость.
Классический маршрут – это два поворотных пункта, но бывает и больше. Есть другой вид – это полет по зонам. Зона – это поворотный пункт радиусом в 15-20 км.
- Как можно получить разряд в планерном спорте?
- Нужно летать. Как в любом другом спорте – быстрее, дальше и выше. Но прежде всего – нужно научиться летать, получить «права» на управление планером. Первую спортивную квалификацию планерист получает за технику пилотирования планера, следующие спортивные разряды – на соревнованиях по скоростному прохождению маршрутов, длина которых может достигать сотни километров.
- Какие у вас главные достижения?
- Наверное, то, что я летаю – это самое главное. Моя цель – это участвовать и соревноваться с коллегами. Я сейчас кандидат в мастера спорта, но недавно на соревнованиях в Казани выполнил норматив мастера.
Шахматы с элементом случайности
- Какая подготовка требуется планеристу?
- Планерный спорт сравнивают с шахматами – нужно уметь просчитывать и предугадывать очень много. Полет зависит от погоды, которая часто меняется и нужно успеть вовремя отреагировать на ее изменения. Требуется большая выносливость – обычно полет занимает около трех-пяти часов. Человек, поднимаясь в небо, испытывает перегрузку порядка 1-2 единиц. Также, за время полета, несколько раз меняются высоты – от 500 метров до двух тысяч. Это большая нагрузка на организм, возникающая от перемены давления.
- Какие знания нужны пилоту?
- Метеорология – чтобы понимать и прогнозировать погоду, навигация – чтобы не терять ориентировку, сличая земную поверхность с картой. Нужно разбираться в конструкции аппарата, потому что приходится самостоятельно обслуживать планер.
- Есть фактор случайности?
- От мастерства многое зависит, но бывает, что иногда везет. Например, туда, куда мастер не полетел бы, новичок сунулся – и ему повезло. Но чаще всего в соревнованиях побеждают опытные пилоты.
- Насколько опасен планерный спорт?
- Он считается одним из самых безопасных видов авиационного спорта. Бывают, конечно, моменты, когда люди сами допускают грубейшие ошибки – тогда это приводит к аварийным ситуациям.
Соперники в небе и друзья на земле
- О чем вы думаете во время полета?
- Как лучше выбрать маршрут. В воздухе постоянно приходится переоценивать ситуацию, чтобы рассчитать, как лучше добраться до определенной точки. Смотришь на небо, смотришь на землю, оценивая поверхность, чтобы в случае чего можно было приземлиться. На соревновательных полетах совершенно не до посторонних мыслей.
- Вы берете с собой еду?
- Обязательно! У нас есть с собой минимальный набор питания и воды на трое суток, теплые вещи на тот случай, если самолет не сможет сразу тебя забрать. Иногда самолет не может забрать планер до захода солнца – приходится ночевать на месте посадки. У меня таких случаев не было, но однажды меня забирала машина во втором часу ночи.
- Люди с каким образованием чаще приходят в этот спорт?
- Отовсюду приходят, от профессии это не сильно зависит. В основном это люди достаточно образованные, умные. Но главное – те, которые просто любят летать, стремятся в воздух.
- На соревнования собираются болельщики?
- Нет, только близкие. Планеристы уходят на маршрут, и все самое интересное происходит в небе. Туда невозможно попасть, чтобы наблюдать за подробностями борьбы.
- Можете описать отношения внутри планерного сообщества?
- Мы все соперники в небе и друзья на земле. В небе боремся, а на земле общаемся, обсуждаем полеты, делимся эмоциями – это очень интересно.
- За что вы любите этот спорт?
- В нем есть, с кем пообщаться и посоревноваться – с такими же людьми, как я – которые любят небо и любят летать.
Максим Стонт