– Почему ты решила устроиться летом на работу?
– Во-первых, мне хотелось выйти из зоны комфорта. Я работала не от Новосибирска, меня отправили работать в Самару. Во-вторых, мне очень хотелось путешествовать, и это удалось. Я была в Анапе, Адлере, Москве, Нижневартовске, Уфе, Ростове и других городах.
– Редко вижу объявления о наборе проводников. Как ты нашла эту вакансию?
– В университете на стенде увидела объявление о наборе студентов в студенческие отряды для работы проводником. Долго думала, ехать или нет, а когда решилась, оказалось, что набиралась последняя группа – то есть я «запрыгнула в крайний вагон».
– Нужна ли какая-то особая подготовка перед первым рейсом?
– У нас были курсы. Мы занимались в железнодорожном училище №10 имени Н.А. Лунина, рядом с вокзалом. Занятия были два раза в неделю. В группе были ребята, которые далеки от железной дороги, а также те, кто в будущем собирался работать на железной дороге. После полутора-двух месяцев обучения у нас был экзамен по теории, которую нам рассказывали. Когда мы приехали в Самару, нас повели устраиваться в депо. Там мы писали заявление на трудоустройство, сдали все необходимые документы. Сдали экзамены по техническому устройству вагона, по технике пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы. Но эти экзамены мы сдавали не сразу. Как только мы приехали и устроились, то тут же поехали в стажировочные рейсы с опытными проводниками, а экзамены сдавали, когда было время между рейсами. Техническое устройство я так и не сдала.
– Как прошел твой первый рабочий день?
– Я отправилась в стажировочный рейс Самара – Адлер. Мне попалась хорошая напарница, опытная проводница. Она рассказала мне, с чего начинается подготовка вагона к отправке, как вести себя с пассажирами, в какое время и как моются полы. Объяснила мне, что делать, если придут ревизоры. Рассказала, что по приезду в Адлер проводники убирают полностью вагон, а оставшееся время могут провести в городе. Так я и сделала. Наш поезд находился в отстое в Адлере 12 часов. После уборки вагона я отправилась на море. Мне было 19 лет, и я видела море впервые… Вдоволь наплававшись, я накупила продуктов и вещей первой необходимости и оставшиеся часа два до отъезда обратно в Самару проспала. Мне всегда казалось, что это очень простая работа…я ошиблась. Я не ожидала, что проводник ответственен во всем – от чистоты туалета и раздачи чая до контролирования нагрева букс и подсчета инвентаря во всем вагоне.
– Очень устала?
– Да, но это была приятная усталость. Я была очарована чувством, когда ты выходишь ночью на перрон, смотришь на огни незнакомого города и понимаешь, что завтра ты будешь в другом месте, а люди, живущие здесь, останутся. Сегодня ты едешь на юг, а завтра на север, а эти люди идут на работу по одному и тому же маршруту.
– А кто тебе запомнился из других работников?
– Была одна женщина. Я тогда ехала уже в третий раз, а она была на стажировке. Ей было около 40, и она рассказала мне, что всю жизнь работала на железной дороге, но ушла в декрет, а за это время появилась возможность покупать билеты в интернете. Поэтому когда она вернулась на работу, ей пришлось проходить курсы, как и мне в самом начале, и ехать в стажировочный рейс. Ее «опытным» проводником-напарником была девушка моего возраста, которая катала свой второй рейс в жизни.
– Как думаешь, какими навыками и качествами должен обладать человек, чтобы отработать успешно?
– Важно быть вежливым и с уважением относиться к чужому труду. Нужно быть готовым таскать мешки с бельем, которые весят по несколько килограммов. Нужно быть выносливым, потому что спать хочется постоянно. Быть внимательным, потому что от проводника зависит его жизнь, жизнь людей, проезжающих в его вагоне, а также жизни всех, кто едет в поезде. Одна ошибка – пострадает весь состав.
– Можешь выделить очевидные для тебя плюсы и минусы работы проводника?
– Из плюсов: путешествие – раз. Новые интересные знакомства – два. Понимание, чего ты стоишь – три. А минусы… Бывают вредные начальники поезда, которые портят нервы. Бывают дни, когда очень скучаешь по дому. Еще иногда впечатление портят люди – чем дороже их билет, тем омерзительнее они себя ведут.
– Сколько ты там проработала?
– Месяц. Мне пришлось вернуться и пройти практику от своего университета. Кстати, я получила около 40 тысяч рублей за месяц работы: зарплата начисляется за откатанные часы. Больше всего часов откатываешь, если едешь одним проводником на вагон, либо в «тройке» (три проводника на два вагона).
– Глядя на все это, хотела бы ты еще поработать проводницей?
– Я каждый раз смотрю на проводниц, и мне так хочется к ним. Мне не хватает этой работы. Но сейчас у меня другие планы. Я уже решила, что к 40 годам уйду в проводники.
– Что ты можешь посоветовать тем, кто будет летом работать там, где работала ты?
– Необходимо взять больше теплой одежды и медикаментов, потому что я, например, заболела дважды. Советую по возможности обойти все достопримечательности в городах, которых останавливаешься. Не конфликтовать. Отказаться от интернета, а звонить только близким.
– Девиз этой работы для тебя?
– «Потом отдохнешь!»
Наталья Сальникова