Лидер группы Торба-на-Круче презентовал в Новосибирске первый альбом своего сайд-проекта «ИвАново детство». Перед выступлением Макс Иванов побеседовал с тымолод.рф о новом альбоме, краудфандинге и русском рэпе. И даже дал несколько советов начинающим музыкантам.
Какими вы видите поклонников Торбы-на-Круче?
Я это слово не очень люблю, во всяком случае, относительно к нам. Поклонничеством занимаются те люди, которым уже абсолютно всё равно, что делает человек, лишь бы кусочек от него отхапать. У нас такого нет вообще. Все слушатели адекватные, и если ощущают какую-то потребность в нас, то это касается, прежде всего, именно творчества. Того, что оно несет, какие эмоции будоражит, что происходит внутри. «Люди, любящие творчество» - хоть это звучит и не настолько компактно, как слово «поклонники», тем не менее, лучше так называть.
Почему такие акустические песни, как «Одиночество звонит» или «Месть за бесполезность» вошли в репертуар группы, а другие стали частью отдельного проекта?
Так как для группы Торба-на-Круче ведёт очень строгий отбор песен, в котором участвуют все музыканты коллектива, то в альбом попадает то, что на какой-то момент времени созвучно всем. Остальное ждёт своей участи в будущем. Песен много, поэтому я не страдаю от того, что что-то не у дел. Тем более, я уже понял, что могу многое реализовать, создав сайд-проект «ИвАново детство» - и вообще не запариваюсь на эту тему. Какая песня нравится в этот момент – такую и давайте делать.
В аранжировке альбома участвовали музыканты из Торбы-на-Круче?
Правильнее будет назвать, что ритм-секцию аранжировали мы вместе с ребятами. Собирались втроём: Игорь, Лёша Пяткин, тогда ещё басист Торбы-на-Круче, и я. Разбирали и вместе искали. Ребята за мной шли, пытались воссоздать то, что я примерно вижу. И тоже вносили свои идеи, чему я несказанно рад. Я в этом не сомневался, потому что они братья и супер-талантливые музыканты.
Как вы относитесь к краудфандинговым платформам? Есть мнение, что это единственный выход для независимых музыкантов, чтобы хоть как-то издаваться.
Дело в том, что до работы над пластинкой «Части света» Торбы-на-Круче (это последний из записанных и выпущенных нами альбомов) я крайне негативно к этому относился. Почему-то мне казалось, что это какое-то попрошайничество, что это некрасиво, будто ты стоишь с протянутой рукой - «дайте денег нам на альбом». Пока меня хорошие люди не посадили и конкретно не объяснили, что дело в том, что люди тебя настолько любят и доверяют, что покупают альбом заранее, за год до того, как он будет издан. Это такой важный момент доверия. Грубо говоря, как с «Почтой России»: ты что-то заказал на Али, знаешь, что должно прийти, а когда придёт – неизвестно. Но ты веришь, что когда-то придёт. Ведь ты живёшь в этой стране и не можешь иначе – другой почты нет. Это я шучу, конечно. На примере первого альбома понял, что это работает, и решил воспользоваться той же историей с «ИвАновым детством». Тем более, что мне было важно проверить, насколько это нужно слушателям, насколько они действительно эти песни любят,
насколько им интересна моя затея аранжировать песни, большинство из которых они знают по акустическим концертам.
И каким получился результат?
Результат превзошёл все мои ожидания. Я привлёк слушателей к созданию плей-листа альбома – половину песен решил выбрать по итогам голосования акционеров. В нём поучаствовало более восьмидесяти песен, которые люди хотели бы услышать в электричестве, чему я был несказанно рад и безмерно благодарен. Они наметили мне поле для деятельности на ближайшие пять альбомов вперед. То есть можно просто жить, работать и не заморачиваться ни о чём больше.
Следующий альбом – Торбы-на-Круче или вашего проекта?
В ближайшее время, конечно, мы будем работать над альбомом Торбы-на-Круче. Скорее всего, опять прибегнем к краудфандингу. Год юбилейный - нам этой осенью исполняется двадцать лет. Поедем в тур, а между выездами будем записывать пластинку. К концу осени 2019 года этот альбом планируем выпустить. Примерно так.
Если не секрет – альбом будет двойной или одинарный?
Мне кажется, сейчас нет смысла в больших двойных альбомах, потому что время настолько ускорилось… Хотя это же вечная тема: сколько длится урок в школе, столько мозг может нормально концентрироваться на чём-то. Альбом – вещь серьезная. И если говорить о таком глобальном полотне как альбом, то он всё равно будет объединён какой-то концепцией: песня за песней будут выстроены в определённом порядке. И нужно набраться терпения и времени – 45 минут не часто сейчас есть у какого-либо человека в течение дня. Много дел, звонков, надо потыкать в телефон, выйти в соцсети, куда-то убежать, с кем-то созвониться. Так что длиннее 45 минут, максимум – часа, выпускать альбом смысла нет.
Название группы – Торба-на-Круче – появилось из книг Толкина. А какие ещё книги повлияли на вас и ваше творчество?
На моё творчество, естественно, повлияло то, каким я вырос. Книги в основном приключенческие, которые я читал в юности и в младшем молодом возрасте: Дюма, Жюль Верн, Свифт, Дефо. Потому что дальше всё в принципе сформировалось. Конечно, сейчас влияет многое: и книги, и сны – мои состояния и ощущения от них, и события, которые происходят в мире, и просто выход в астрал.
А сами не хотите что-нибудь написать? У вас ведь уже есть сборник сказок.
На самом деле я не чувствую себя сколько-нибудь прозаиком, поэтому специально хотеть такого - со мной не случается.
Ваши песни в основном очень личные. Не боитесь, что люди их могут как-то неправильно понять или интерпретировать?
Нет, не боюсь. В большинстве песен как раз прописана неоднозначность каких-то образов. Я считаю, что так и должно быть. Различные варианты трактовок и понимания той или иной ситуации – как и в жизни: не бывает одной правды, всегда их как минимум несколько, если обстоятельство связано с несколькими людьми. Так и в песнях.
Что вы думаете о русском роке на сегодняшний день? Сейчас многие пытаются уйти во что-то другое, как-то трансформировать жанр.
Во-первых, я о русском роке не думаю вообще. Русскоязычная рок-музыка – так я стараюсь называть тот жанр, в котором мы работаем. Во-вторых, я считаю, что никто из тех, у кого что-то хорошо получается, ничего специально не пытается делать, они как раз идут по наитию. ХХI век – это время синтезирования многих вещей в жизни. И музыка, конечно, не исключение. Сейчас какого-то своего стиля придерживаются только совершенно ортодоксальные олд-мэны. Это касается, скорее, тяжёлой музыки. А всё остальное уже очень гармонично: вплетаются друг в друга разные стили и жанры - электроника и рок-гитары давным-давно переплетены. Понятно, что впереди планеты сейчас идёт рэп, и многие рок-музыканты на это обращают внимание и каким-то образом движутся в эту сторону, чтобы чувствовать время, быть ему созвучным. Это нормально.
А у вас такое тоже может появиться?
Может, почему нет? Но я пока специально об этом не думаю. Есть ряд песен речитативных, но они не к рэповой культуре склоняются, больше к чему-то другому. К скороговоркам. (смеётся)
У нас в Новосибирске многие творческие люди очень хотят уехать в Питер. Что думаете по этому поводу?
У каждого в жизни свой путь и свой выбор. Если они видят, что в Питере лучше и больше поле для творческой реализации, то, конечно, нужно этим пользоваться.
Что можете посоветовать начинающим музыкантам?
Очень хотеть заниматься тем, чем они начинают заниматься, неистово хотеть, болеть этим. Очень внимательно слушать то, что уже записано другими людьми, то, что им нравится, стараться это анализировать. Если говорить о школе исполнительского мастерства – гитарного, бас-гитарного, ударных, вокала - то неплохо было бы поснимать. Стараться записывать себя и слушать со стороны: тогда наиболее адекватно можно оценить, что и как получается. А потом изучать индустрию продвижения собственного творчества. Сейчас через интернет гораздо проще это делать, но обязательно нужна какая-то креативная идея, которая поможет донести творчество до людей. Я имею ввиду идею подачи: через видео, естественно, проще зацепить. Но, прежде всего, нужно добиться качества именно в конкретной песне. Не стесняться по нескольку раз её переписывать, переделывать аранжировки. Если материал хороший – есть мотив или какая-то идея – не важно. Добиваться того, чтобы это действительно цепляло не только тебя и твоих друзей, а ещё людей, которым ты доверяешь, к мнению которых прислушиваешься. Если они скажут: «Да, круто, хорошо получилось», даже с третьей попытки – вот это будет победа, и в этом ключе можно продолжать развиваться.
Беседовала Надежда Уколова
Фото из архива группы