
Когда мы сталкиваемся с рутиной или скукой, всегда хочется как-то поднять себе настроение. Многие даже начинают искать то, что смогло бы удивить. Но есть люди, которые пошли дальше и сделали из этого процесса целую профессию, фокусники. Безусловно, это та работа, которая покрыта самым большим ореолом всего загадочного и непознанного. Ровно поэтому, когда потребность в чуде обострилась, мы поговорили с фокусником Егором Чистяковым.
— Давай на примере рэпа, есть стандартное деление на поп-рэп и андеграунд. Если мы говорим про мир магии, здесь можно провести такую же черту, это фокусы для всех, а это уже для искушенной публики?
— На жанры точно можно провести такое деление. Сценическая магия – это, наверное, поп-рэп, микромагия – это уже андеграунд, кардистри – это вообще oxxxymiron, а все обучалки на youtube пускай будут mamble рэпом.
Кардистри – форма исполнительного искусства с игральными картами. В противовес фокусам с картами, акцент кардистри смещен в техническую сторону демонстрации ловкости рук.
Микромагия – разновидность иллюзионного жанра, которая противопоставляется иллюзии. Если в иллюзии эффект достигается за счёт специальной хитроумной аппаратуры, то в манипуляции благодаря мелкой моторики и ловкости рук.
— Тогда давай попробуем продолжить эту параллель, как отличается «старая» школа от «новой»?
— Во-первых, как выглядят фокусники, это абсолютно разные люди. Если ты сейчас увидишь человека в чулме, который кричит «ахалай-махалай», то у виска явно захочешь покрутить. Фокусник сегодня – это просто стильный человек, у которого могут быть дополнительные атрибуты в виде колец и т.д. Но отличий от обычного прохожего нет. Конечно, поменялись и сами фокусы, сейчас очень популярна магия со смартфонами и подобными устройствами. Фокусники следят за новинками технологий, открытиями в науке, так как используют все эти достижения у себя в работе.

— Что дает это занятие, почему ты в него пришел?
— Благодаря фокусам я получаю много интересного общения и невероятный обмен энергий. После каждого выступления я одновременно выжат, как лимон, но при этом также счастлив. Я даю людям много позитивной энергии, и они мне возвращают еще больше. К тому же, фокусы – это универсальная вещь. Кто-то с детства учится шутить, кто-то красиво петь или достоверно играть роль, а фокусник делает все одновременно.
— Но есть люди, которые тебе возразят. Есть же два стандартных лагеря – одни утверждают, что фокусы – это обман, и нет тут ничего хорошего, другие, напротив, согласны с тобой.
— Довольно известная дилемма у фокусников, однако я не считаю, что обманываю людей, поскольку не заявляю, что я маг. Мне нравится в конце каждого выступления говорить, что этому можно научиться. Гэри Гудини не был фокусником, он был мастером своего дела. Он никогда не говорил о том, что является волшебником, напротив, утверждал – вы сможете сделать тоже самое, что и я, если потратите на это достаточно времени. Главное для меня – не строить иллюзий, которые потом навредят человеку. Тем более артисты в театре тоже находятся в своей роли и не более. Не помню, чтобы кто-нибудь сильно возражал, когда после смерти Дездемоны на сцене, к зрителю выходила та же Дездемона, но живая.
— Как думаешь, а с чем связанно недоверие к людям твоей профессии?
— На самом деле, фокусы – это полноценный театральный жанр, но всегда есть люди, которые не чисты на руку. У меня есть знакомый фокусник, который очень круто обчищает карманы, и даже несмотря на то, что он не делает это на сцене, люди настороженно начинают смотреть. Я, например, не играю в карты даже, хотя предложения поступали и поступают.
— У тебя были примеры, когда люди переходили грань, становились шарлатанами или занимались незаконной деятельностью?
— Другие примеры немного были. Человек рассказывал, что кольцо хорошо подменяет, и ему не самые добросовестные люди предлагали съездить и заменить оригинал на подделку. Мне поступали такие предложения, не всегда те, от кого идут подобные идеи, понимают род твоей деятельности.
— То есть можно сказать, что, если занялся фокусами, ты не застрахован от таких предложений, и они будут поступать?
— Моя главная страховка – это четкое понимание, что я так никогда не поступлю. Тут важный момент, я учился в театральном институте, а когда ты находишься в таком месте, тебя воспитывают не только как артиста, но еще и как человека. Поэтому лично для меня здесь даже не стоит вопроса.
— А у тебя были ситуации, когда из-за своего таланта ты попадал в неприятные ситуации?
— По-разному бывало, но были ситуации, когда люди сами не хотели удивляться и специально портили фокус. На одном из корпоративов я предложил женщине выбрать карту, скажем уже честно, я знаю, какой она сделала выбор. Однако она называет даму пик, хотя в руках держит туза. Когда я ей сказал, что такого не может быть, в ответ последовало: «Сделай так, чтобы могло». Само собой обмануть фокусника хочет каждый и даже я, однако есть большая разница между желанием разгадать и испортить представление. Схожая ситуация была, когда выступал в другом заведении, у меня идет представление, заходит одна дама, буквально хватает меня за руки и говорит: «Ну, показывай».
С другой стороны был момент, когда показывал фокусы ученым из СО РАН. Это было нечто, потому что в течение часа я показал только один фокус с гнущейся ложкой. После каждого раза мужчины собирались в круг и обсуждали вариант того, как это можно было сделать. И это совсем другой подход, когда, они дают магии свершиться, но при этом пытаются все понять.

— Можешь рассказать свой путь от начала занятиями фокусами и до сегодняшнего дня?
— Сразу после школы я поступил в наш театральный вуз, и спустя год в 2010-ом перевёлся в Москву в ГИТИС. Фокусы уже тогда умел показывать, и в моем первом театральном институте была программа «цирк». Там мы делали этюды на тему цирка, кто-то ходил по невидимому канату, кто-то бросал обруч, а кто-то показывал фокусы. С того момента я полотно занялся этим. До сих пор помню, как к нам в вуз пришел работник из кукольного театра, кажется, он главным бухгалтером работал, но по совместительству оказался еще и фокусником. И в дальнейшем он направил меня, показывал, как делаются определенные вещи в магии. Но не сказать, что на тот момент я занимался этим серьёзно, поскольку не зарабатывал на этом деньги.
Когда я переехал в Москву, вся тусовочная жизнь меня затянула, тогда же я начал подрабатывать в одной рекламной акции и, к сожалению, фокусам стал уделять времени значительно меньше. Кстати, в ГИТИС меня взяли на эстрадно-джазовый вокал, потому что я удивил жюри битбоксом. Потом последовала разная работа, и когда вернулся обратно в Новосибирск, я решил вновь заняться любимым делом.
— Что может быть пиком в карьере фокусника, и в этом смысле возраст ставит какие-то ограничения?
— Так фокусник чем старше, тем он лучше выглядит. То есть образ становится лучше. Я считаю, что тут нет никакого пика, и единственное с чем можно столкнуться – это выгорание. У меня пока что такого не было.
— Какая есть профдеформация у фокусников?
— У нас это называется – удиви фокусника. Абсолютно все фокусники болеют этим. Есть какой-то один прием или деталь, в которую мы уходим с головой, но она вообще не нужна. То есть мы забываем о том, что показываем фокусы обычным людям и все эти приемы, над которым ты работаешь, нужны только тебе и всем из твоего цеха. Бывали и такие моменты, когда портишь уйму реквизита, пытаясь что-то усложнить.

— У тебя есть любимый фокус?
— Один из первых фокусов, который я освоил, это трюк с зажигалкой. Он очень простой и до сих пор, когда я его показываю, люди удивляются. Суть простая – я беру зажигалку у любого прохожего и могу заставить исчезнуть надпись фирмы на ней. Мне он нравится, потому что не нужен никакой реквизит, и зажигалку я всегда смогу найти на улице. А так, вся моя жизнь сейчас превратилась в фокус, даже когда покупаю одежду, я смотрю, как это можно использовать в повседневности. На мне вроде сейчас просто украшения, но и их использую в программе.
— Я знаю, что есть такое направление как ментальная магия, можешь немного приподнять завесу и рассказать, как это устроено?
— Окей. Больше здесь играет то, что видит человек, то куда он смотрит и как реагирует. Мы смотрим туда, куда смотрит человек, и удивляем его с другой стороны. То есть ментализм – это внушение, и скажу коротко – да, это есть и этому также можно научиться. Ничего сверхъестественного, только наука и все.
— Сколько времени у тебя уходит на подготовку к фокусам?
— Сложно сказать, потому что я тебе говорил раньше, я постоянно в этом. Все свободное время у меня уходит в мысли об этом. Если мы берем отдельно какой-нибудь фокус, то тут уже другой вопрос, так как все зависит от самого трюка. Где-то подготовка займет не более минуты, а где-то весь день, но этот день ты тратишь на создание реквизита и планирование представления. Бывают еще авторские фокусы, например, меня заказчик однажды попросил сделать фокус по мотивам мультика, который смотрел его сын. Самые сложные фокусы, как правило, не такие эффектные, и в основном все они завязаны на ловкости рук. То есть это карты, микромагия и т.д.
— И в качестве резюме, расскажи как можно стать фокусником?
— Для начала найти обучалки в интернете, youtube. Купить колоду атласных карт за 50 рублей, выучить 2 простых карточных фокуса и попробовать показать их друзьям. Если ты вдруг почувствуешь, что это твоё, идти на улицу и показывай все людям. Потом можно найти платные курсы, желательно, чтобы это были курсы американских фокусников с переводом. Можно выучить чью-нибудь программу и дальше стараться её модернизировать. Даже учителя по фокусам сегодня можно найти. Самое главное, купить для начала простую колоду и просто попробовать.
— Вообще это сложная профессия?
— Все зависит от типа личности, характера и других аспектов. Но я скажу так, даже если у тебя блок или синдром аутизма, то наоборот это поможет тебе, ограничений нет. Я не считаю, что мое ремесло должно становиться массовым, но один читатель, который дойдет до этого момента, просто знай, есть успешный фокусник без руки. Главное – это не талант, не гены, не то сколько у тебя денег, самое главное – это желание удивлять людей.
Александр Киселев