В Новосибирске прошли три необычных спектакля: первый — во дворе жилого дома, второй — в полузоброшенном районе, а третий — по дороге в аэропорт. Постановки стали результатом лаборатории «Впуть», которую организовал «Первый театр». Мы поговорили с куратором проекта, московским театральным критиком и продюсером Никой Пархомовской о том, как современный театр помогает понять город, что смотреть в Новосибирске и нужно ли готовиться перед спектаклем, чтобы понять, о чем хотел сказать режиссер.
Здесь не боятся ничего нового
Расскажите о проекте «Впуть». В чём его особенность?
«Впуть» для меня уникален тем, что в нём я дебютирую в качестве куратора большой лаборатории. Для «Первого театра» этот проект тоже важная веха. Его актёры до этого не работали в подобного рода уличных перформансах, не участвовали в хореографических спектаклях или «бродилках».
Делая «Впуть» я хочу помочь зрителям увидеть Новосибирск по-новому. Наша основная идея в том, что город можно постичь, только пройдя по нему: от спектакля к спектаклю в формате сайт-специфик* мы движемся из центра на периферию — из «Дома с часами» через колоритную Расточку в аэропорт, и, в конце концов, оказываемся в самолёте. Каждый выбирает что ему делать: оставаться в городе или двигаться дальше. Кроме того, для меня кардинально важно, что это три разных вида искусства: пластический театр в первой истории, живая выставка-инсталляция во второй, спектакль-променад в третьей.
Почему для проекта вы выбрали именно Новосибирск?
Новосибирск — это любовь. Здесь я была неоднократно, меня приглашали в основном как театроведа: я читала лекции, вела тренинги, была гостем фестиваля «Ново-Сибирский транзит», который считаю одним из лучших в стране. Для меня это действительно третий город России не только по численности, но и в культурном плане. Мне нравится, что Новосибирск всегда за эксперимент, движение вперед. Здесь не боятся ничего нового.
Кроме того, директор «Первого театра» — Юлия Чурилова, мой хороший друг. Мы познакомились в театральной резиденции три года назад и сразу поняли, что у нас есть общие интересы. Прошло время, и они оформились в конкретные идеи.
Актуальный театр — это плавильный котел
Какие ещё театральные форматы, кроме сайт-специфик, привлекают вас как продюсера?
Над ним мы работаем с режиссёром Борисом Павловичем, который в частности поставил «Пианистов» в новосибирском «Глобусе». В прошлом сезоне наш питерский спектакль «Разговоры» был номинирован на «Золотую маску». В «Квартире» участвуют люди с ментальными особенностями и профессиональные актёры. Это обычная коммуналка, 98 квадратных метров в центре Петербурга, где проходят спектакли, концерты и лекции. В июле на фестивале «Точка доступа» мы закроем «Квартиру»: попросим всех прийти и помочь нам упаковать вещи для того, чтобы переехать — пока на склад, а куда дальше — посмотрим.
Я также много работаю в области социального танца — полной противоположности понятия «социальные танцы». Он направлен на то, чтобы вскрыть индивидуальные двигательные паттерны каждого участника и потом с этим работать. Это коммуникация посредством тела, здесь всегда присутствует элемент импровизации.
Проект «Впуть», перформанс #На_районе. Фото: Валентин Копалов
А какие форматы интересны вам как куратору?
Меня больше всего занимает нетрадиционный театр, который выходит из помещения, театр, где работают непрофессионалы. Я не отказываюсь от разделения на зрительный зал и сцену, но пытаюсь построить связь между перформером и аудиторией несколько по-другому. Неоднократно говорила, что сайт-специфик не обязательно должен быть вне театрального пространства: мне было бы очень интересно посмотреть перформанс к столетию «Красного факела», рассказывающий об истории театра и самого здания. Сайт-специфик может происходить где угодно, в том числе и на сцене, но рассказывать о Расточке в привычном театральном формате глупо — так мы ничего не поймём.
Меня интересуют и альтернативные, междисциплинарные формы. Танец, театр, визуальное искусство, новые медиа, архитектура и музыка — это один большой плавильный котёл, в котором все мы теперь варимся.
Какие работы новосибирских театров вы можете отметить?
Мой любимый спектакль — «Пианисты», я была на них 3 раза: два в Новосибирске и один на «Золотой маске». Интересно то, что делает «Красный факел», спектакли театра «Старый дом»: в частности, «Снегурочка». В прошлом году сильное впечатление произвёл «Социопат», хотя обычно подобная форма театра мне очень близка. Мне нравится движение навстречу друг другу и коллаборации, которые происходят между новосибирскими театрами.
Развлечение для богатых, бум драматургии и сложные темы
Чем современный российский театр отличается от европейского?
Пожалуй, ключевое отличие в степени ответственности. Наша жизнь во многом мало организована и безалаберна: если бы мы жили по правилам, то, наверное сошли б с ума. Поэтому уровень здорового пофигизма в наших широтах жизненно необходим. А в Европе свобода уже впитана, она является нормой. Там нет табуированных вещей. У нас только идёт расширение границ, а там они уже давно установлены.
Ещё очень важный момент — европейский театр более доступен. Как зрителю, так и непрофессионалам, которые делают в нем множество проектов.
В чём заключается эта доступность?
Есть люди, которые физически не могут попасть на спектакли. А все известные мне европейские театры оборудованы пандусами, в них есть сурдоперевод. В Европе много театральных курсов для школьников, просветительских проектов. Цены на билеты при этом, как ни странно, намного ниже. Есть специальные предложения для молодых, студентов, пенсионеров. В Москве очень часто театр — это роскошь, развлечение для богатых. И это вымывает аудиторию из театра.
Что тревожит современных постановщиков? Какие события сегодняшнего дня отражаются на сцене?
Для меня театр — это про здесь и сейчас. Даже когда мы говорим про Расточку, то рассказываем не только про прошлое района, но и про его настоящее и будущее. Я большая поклонница «Театр.doc» — думаю, что это один из лучших театральных проектов в плане инструментария. Мне нравится, что мы можем говорить со сцены о войне в Украине, о гонениях, убийстве антифашистов, о нынешней ситуации в России. У нас безусловный бум современной драматургии и многие литературно одарённые люди выбирают сейчас писать не прозу, а пьесы.
Что можете посоветовать «начинающему» зрителю: с каким настроем идти в театр, как подготовиться, чтобы во всем разобраться?
Я всегда за тотальную свободу, против любых нотаций и инструкций. Считаю, что тот балет плох, которому требуется либретто. И если ты не понимаешь, что происходит на сцене, то это не твои проблемы, а проблемы постановщика.
Я не из тех людей, кто считает, что в театр нужно наряжаться или специально готовиться. Возможно, это связано с тем, что я хожу туда почти каждый вечер, для меня это работа. Но мне нравится воспринимать театр как часть жизни: кому-то хочется посидеть с книжкой, кому-то сходить в кино, а кому-то посмотреть постспектакль.
Единственное, что требуется — это включенность. Не нужно идти на спектакль только потому, что у тебя есть билет. Если не хочется сегодня идти — не ходи.
Что будет после «Впуть», у вас уже есть идеи новых проектов?
Находясь здесь, мы задумали интересную лабораторию, связанную с социальным театром, но сделаем её уже в другом городе — не в Новосибирске, не в Москве и не в Питере. Также в ближайшее время планирую провести инклюзивную лабораторию с моими коллегами из «Ельцин-центра» в Екатеринбурге, потому что там есть запрос на такие проекты. А сейчас, после двух недель в Новосибирске, на повестке дня — «Квартира», так что отдых мне пока не светит.
Разговаривала: Надежда Уколова
____________________
*сайт-специфик (в переводе с английского «привязанный к определенному месту») — спектакль или перформанс, поставленный, как правило, в нетеатральном пространстве: на улице, в заброшенных зданиях, общественном транспорте, лесу. Тесная связь постановки и места, делает перенос представления в другую локацию крайне проблематичным.