Продолжаем обзорную экскурсию в мир хобби, связанных с техникой. В этот раз речь пойдёт о небе, а точнее о том, с чего можно начать покорять воздушный океан.
Александр Брославский однажды заглянул в авиамодельный клуб. И остался. О том, что его удержало – эта история.
Новосибирск, без сомнения, можно назвать городом развитой авиации: в 1929 здесь появился первый гражданский аэропорт, в 1936 город обзавёлся авиационным заводом. С 1941 в городе действует научно-исследовательский институт авиации. А о вкладе новосибирцев в историю авиации и космонавтики стоит писать отдельную книгу…
И, разумеется, стремление города к небу – часть его культуры. Моделированию самолётов учат с детства. В Новосибирской области 10 клубов авиамоделирования. В один из них – «Школа технического творчества» – 9 лет назад и попал Александр.
«Самолёты интересовали меня всегда. Однажды мы с мамой проходили мимо клуба и просто решили туда заглянуть – было интересно. Так и остался».
Первый самолёт.
Свой первый самолёт ученики делают в первый же час обучения. Все начинают с простых метательных планеров. Делаются они из дерева и пенопласта.
Запускаются в небо эти самолёты так же, как их собратья по классу, сконструированные из тетрадного листа – лёгким движением руки. Только, в отличие от бумажных самолётиков, эти планеры обладают высокой прочностью, и при их изготовлении необходимо помнить про вес и центр тяжести.
Совет: Центр тяжести у планера должен находиться на расстоянии 30% от передней кромки крыла. Если поставить планер этой точкой на палец – он должен сохранять баланс. |
После того, как освоено планирование, начинается обучение управляемым полётам. Основам управления учатся в компьютерном симуляторе. Программа предназначена для тренировки пилотирования моделей.
«Интересно сначала собственными руками сделать самолёт, а потом на нём полететь. Это классное ощущение!» Параллельно с обучением каждый собирает себе простой тренировочный самолёт под названием «рама».
Кроме пенопласта и дерева, здесь используется двигатель и рулевые приводы. Высота регулируется хвостом, а элероны регулируют крен. Весит самолёт 600 – 700 граммов.
«На нём учатся летать, потому что он прощает много ошибок и, в принципе, хорошо летит. АН-2 в модельном мире. Собирается самолёт от недели до трёх». |
На этом базовое обучение можно считать завершённым, но это – только начало…
«Дальше обучение идёт по индивидуальной программе. Начинается подготовка к соревнованиям. Одни делятся на три типа: воздушный бой, соревнования планеров и высший пилотаж. Для каждого типа соревнований нужно построить себе самолёт, освоить специфику управления и тренироваться, тренироваться, тренироваться…»
Воздушный бой.
Для воздушного боя используются два типа самолётов: скоростные и манёвренные. Самолёты с треугольными крыльями быстро летают, но плохо управляются, а с прямоугольными крыльями – юркие, но не скоростные. Боевые самолёты собираются из пенопласта, потолочной плитки и горлышка пластиковой бутылки. Плюс, разумеется, мотор.
«В бою участвуют четыре самолёта. К каждому из них прикреплена ленточка длиной 5 метров. Задача – догнать противника и отрубить ленточку винтом или крылом. Можно протаранить модель. Боевые соревнования очень зрелищные».
Планеры.
«Планер запускается из рук. Тягой двигателя модель поднимается в воздух. За 30 секунд он поднимается на высоту около 300 метров и двигатель отключается. Задача – продержать самолёт в воздухе 10 минут и посадить его как можно ближе к себе».
В этих самолётах тоже используется пластиковая бутылка и пенопласт. На сборку уходит не больше трёх недель.
Пилотаж.
«Пилотаж – самый зрелищный и интересный спорт. Здесь используются более сложные технологии, и летать сложнее. Задача – сделать комплекс из 10 фигур высшего пилотажа: известные – «петля», «бочка», «штопор»; менее известные – «сапог», «срывной разворот», «Иммельман». Чем лучше делаешь фигуры – тем больше очков». Ещё одна особенность пилотажных соревнований – в небе находится только один самолёт.
Модели пилотажных самолётов отличаются от остальных. Во-первых, для их изготовлеия используются другие материалы: фюзеляж делается из стеклоткани, смолы, стеклопластика, пенопластовые крылья покрывают деревом (бальзой) и обклеивают плёнкой. В этих моделях могут использоваться бензиновые двигатели, схожие с газонокосилками и бензопилами, но более мощные.
Стоимость изготовления для разных типов самолётов различная. Простейший метательный планер обходится примерно в 20 рублей – материалы недорогие. Другое дело – модели с двигателем. Для их изготовления может использоваться стеклопластик, бальза, карбон. С увеличением размеров увеличивается и расход материалов. Электрические двигатели стоят от 500 рублей, бензиновые – от 10000 рублей. Приводы рулевого управления стоят от 200 рублей. Пульты – от 4000.
«Максимальная стоимость изготовления модели – выше стоимости среднего автомобиля».
Чтобы цифры не казались абстрактными, приведём пример. Пилотажная модель с бензиновым двигателем (на фото) стоит около 50 тысяч рублей. Из них: 30 тысяч – двигатель, 15 тысяч – корпус, остальное – электроника и элементы управления.
Важно: Моделью называется самолёт любого масштаба. Единственное отличие модели от самолёта – управление ведётся не из кабины. |
«На модели можно выполнить то, что невозможно на реальном самолёте. Во-первых, здесь нет пилота, перегрузки никому не угрожают, в случае аварии никто не пострадает. Во-вторых, в моделях используются двигатели с избыточной мощностью – немного выше, чем требуется для удержания самолёта в воздухе. На одной тяге двигателя модель может висеть в воздухе, чего не сможет настоящий самолёт. Вес нашей пилотажной модели 9 килограмм, а двигатель может тянуть до 15. В баке – литр топлива, его хватает на 30 минут – залетаться. Комплекс элементов выполняется за 7 минут».
«Модели могут быть похожи на несколько реальных самолётов. Мы не стремимся сделать копии. В России есть клуб «Русджет» (rusjet.ru), который специализируется на сборке прототипов реальных самолётов. Этот клуб – один из ведущих в мире».
«Когда-нибудь я доделаю самолёт P-39 «Аэрокобра», на котором летал Покрышкин. Его я делаю уже больше 2 лет».
За плечами Александра около 60 соревнований различного уровня. В большинстве случаев – призовые места. В клубе собирают беспилотники. Электроника используется китайская, а конструкцию корпуса разрабатывают здесь.
В целом, авиамоделирование развивает знание физики, аэродинамики, творческие навыки, усидчивость, пространственное мышление. В Школе технического творчества (можно увидеть здесь), где занимается Александр, занятия бесплатные.
Больше фото о клубе авиамоделистов здесь
Текст: Антон Лопанин
Фото: Алексей Чистяков