
«Учитель для России» — общественная программа, обеспечивающая детей равными образовательными возможностями. Эта акция охватывает восемь регионов России, более тридцати тысяч детей регулярно получают качественные образовательные услуги.
«Учитель для России» также способствует обучению и участников, то есть будущих учителей. Добровольцы не имеют педагогического образования, но благодаря менторам проекта они получают базовые знания, необходимые для работы. Педагогов отправляют в региональные школы, которые нуждаются в профессиональных кадрах. Цель программы — преодоление образовательного неравенства.
В большинстве случаев участники переезжают в села и деревни, ведь именно эти населенные пункты нуждаются в наличии высококвалифицированных специалистов в учебных организациях. Обычно выпускники таких школ не получают должного образования по причине нехватки педагогов. Этот фактор способствует низким результатам в образовательной деятельности, следовательно, дети не имеют возможности поступить в высшие учебные заведения. Организаторы и участники проекта считают, что каждый ребенок станет автором своей жизни, поэтому они стараются искоренить эту проблему.
Анастасия Скрыпник уже больше года работает учителем русского языка и литературы в небольшом городе под Новосибирском — в Черепаново. Девушка окончила Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону, где училась на филологическом факультете. Мы поговорили с Анастасией о том, как участие в акции изменило ее жизнь.
— Вы всегда хотели быть учителем? Если нет, то с какого момента пришло осознание?
— Я не всегда желала быть учителем, в детстве мечтала стать врачом. Однако о преподавании я задумывалась время от времени, мне нравилось учить и хотелось когда-нибудь попробовать себя в этой профессии. Мои бабушка и дедушка были учителями.
— Что вам больше всего нравится в своей работе?
— Мне нравится общаться с ребятами, выслушивать и поддерживать их. Нравится, когда у моих учеников что-то получается. Нравится читать их сочинения, у меня есть настоящие философы! Люблю работать с детьми, заниматься творчеством вместе.
— Должен ли учитель помимо обучения детей заниматься воспитанием? Почему?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Думаю, учитель в первую очередь должен заниматься своими прямыми обязанностями, учить детей предмету. Иногда кажется, что ты никак не влияешь на своих учеников, а потом в случайной фразе, случайному действию замечаешь свое влияние.
— Кто такой учитель?
— Я точно знаю, что учитель — это не просто человек, который заставляет тебя что-то зубрить и читать. Учитель помогает, поддерживает и направляет. Учитель — человек с большим терпением и внутренней силой.
— Как к вам пришла идея принять участие в программе?
—Я слышала о программе несколько раз. В университете я посещала форумы и конференции. На одном из таких форумов рассказывали о проекте. Ценности «Учителя для России» оказались мне очень близки. Захотелось попробовать что-то сделать, захотелось помочь. На самом деле это решение было очень неожиданным, как для моей семьи, так и для меня самой.
— В чем на ваш взгляд главный плюс программы?
— Главный плюс в поддержке сообщества. Ты не чувствуешь себя одиноким. Это если говорить о плюсах для участника. А глобально программа дает возможность детям из сёл и небольших городов познакомиться с другим контекстом через участников программы.
— Как проходил отбор? Вы были уверены в том, что вашу кандидатуру одобрят?
— Отбор происходил в несколько этапов: анкета, собеседование, очный тур и созвон с методистом. Я сомневалась на каждом этапе. Однако я не привыкла сдаваться. Было страшно, но я решила идти до конца.
— Чему вы уже научились?
Кроме работы, участники проекта «Учитель для России» занимаются ещё и учебой. У нашей программы классная команда менторов! На каждом занятии я узнаю что-то новое для себя: как лучше построить урок, как удержать внимание класса, как мотивировать учеников, как написать классную и нескучную контрольную, как отрефлексировать уроки. И за этот год в школе я многие приемы успела попробовать, научилась укладываться в тайминг и управлять поведением класса.
— Поменяла ли программа ваш взгляд на работу?
Нет, мои взгляды не изменились. Я всегда знала, что учитель — очень сложная и ответственная профессия, которая требует много времени, энергии и сил.
— В чем сложность работы учителем?
— Я как учитель русского и литературы, кроме проведения уроков, ещё и проверяю по шестьдесят тетрадок почти каждый день. Нагрузка очень большая, даже при минимальном количестве часов. Иногда приходится жертвовать сном. И, конечно, когда проводишь так много времени с детьми, общаешься с ними, эмоционально сильно выкладываешься.
— Почему, на ваш взгляд, качество образование в сельских школах отличается от городских?
— Потому что многие учителя уезжают из сёл и маленьких городов. В поисках профессионального развития, достойной зарплаты, которой хватит на жизнь.
— Что вам дала эта программа?
— Я встретила новых друзей, переехала и увидела Сибирь, научилась многому. Я чувствую, как я выросла за этот год — стала более открытой и смелой.
— Будете ли вы советовать своим коллегам к ней присоединиться? Почему?
— Да, буду! Участие в программе — это глубокий опыт и реальная возможность помочь детям из маленьких городов и сёл.
Подробнее о программе можно узнать в сообществе вконтакте или на сайте.
Анна Писаренко