Вечер 21 декабря. Уже стемнело, а впереди – одна из самых долгих ночей года. С небольшой охотой отправляюсь на задание: мне предстоит написать об игре «Экипаж», которая пройдет в Новосибирске.
Добираюсь до метро «Октябрьская», где на площади Пименова счастливые люди запускают в воздух китайские фонарики. Никогда раньше не наблюдал этот процесс своими глазами. С первым фонариком шутку играет ветер: уносит его внутрь квартала, то чуть поднимает в воздух, то снова прибивает к земле. В конце концов, среди домов ветер стихает и фонарик, не успев набрать достаточную высоту, остается в ветвях дерева. Вторая попытка прошла удачнее: восходящий поток воздуха моментально подхватил фонарик и унес вдаль, превратив в крохотное пятнышко среди темного неба. Люди, запустившие его, были счастливы.
На борту «Паники»
А в это время к библиотеке начинают съезжаться машины. Вскоре прибывает главный организатор, пытаясь лихим маневром припарковаться в одно движение. Не выходит – и приходится ставить машину на место более традиционным способом. Приближается время начала брифинга. Его несколько раз откладывают на 5 минут. «Почему бы и не подождать, пока несут деньги?» – говорит Игорь Каменев, человек, который устраивает игру. Существует взнос за участие, но можно сэкономить, если ты занял призовое место в игре или привел с собой новую команду.
Игорь рассказывает об истории движения. Это – автомобильная версия квест-игры «Дозор», которая более известна в нашей стране. «Экипаж», как и большинство подобных проектов, привезен из Украины. В синтезе интеллектуальных и экстремальных развлечений славяне с берегов Днепра опережают Россию. Почему именно в этой стране подобные игры изобретаются и получают признание – любопытный вопрос.
Стартует брифинг. Игорь объявляет, что игра проходит в формате «штурма», коды начинаются с символов «35Е» и пишутся черным маркером. Добавляет про бонусные коды, правила использования подсказок. Чтобы закончить игру, нужно отправить организаторам по смс слово «лошадка». Многие из тезисов брифинга мне не понятны, но вопросов у участников они не вызывают – большинство играют не первый раз, а новички предварительно ознакомились с правилами.
«Штурм» – это одна из двух форм «Экипажа». Вторая называется «Квест». В «Штурме» игрокам высылаются все загадки сразу, они могут решать их в любом порядке. В «Квесте» каждое следующее задание дается после выполнения предыдущего и, застряв на одном этапе, можно лишиться шансов на высокое место.
Одна команда берет меня на борт – она называется «Panika». В ее составе играют две молодые женщины – Мария и Ирина. Они сёстры, обе работают в банковской сфере и развлекаются таким любопытным способом как «Экипаж». Два человека помогают нам из дома или, согласно терминологии игры, «из штаба». Мы подкрепляемся кофе и выбираем в качестве стартовой точки парковку у здания метрополитена. Игра должна пройти по центру, и мы надеемся сразу оказаться поблизости от одного из контрольных пунктов.
Преимущество набитой руки
На 22:06 назначен старт нашего экипажа. В это время нам поступает список заданий – девять головоломок со словами, картинками и цифрами. Решением одной из них является код – это штабное задание, им займутся люди за мониторами дома. Ответы на остальные загадки – это адреса зданий, около которых следует искать шифры.
Формулировка одного вопроса содержала в себе зашифрованную строчку из песни. Оказалось, что ее исполняет группа «Серебро», а в тексте упоминалось число «двадцать». Первая точка всего в двухстах метрах от нас – здание «Сбербанка», Серебренниковская, 20. В задании было указано «играет остановка возле здания», а значит, коды спрятаны там. Пытаюсь найти хотя бы один, но глаза еще не привыкли различать цифры, написанные маркером – команда справляется без моей помощи, и мы отправляемся в путь.
Некоторые загадки содержали странный набор цифр, которые, вероятно, ничего бы не сказали человеку, столкнувшемуся с игрой в первый раз. Но мои напарники отнюдь не новички – и эти ребусы решались быстро. Например, по координатам в справочнике 2ГИС определили фонтан Нарымского сквера. Мы отыскиваем буквы и цифры, хитро распределенные по доскам, которыми забит фонтан, вводим коды – и совершаем очередной за этот вечер спринт до машины в надежде выиграть несколько мгновений у конкурентов. Мария рассказывает, что однажды две команды разделила в таблице всего одна секунда. Обычно плотность результатов велика и пара минут вполне может решить судьбу игры.
Медицинский алфавит
Спустя полтора часа игры два задания все еще оставались неподвластными нашим умам. Первое содержало упоминание о медицине и 10 каракулин – мы догадались, что в них зашифрованы буквы, причем вторая, восьмая и последняя были одинаковыми. Мы шерстили карту города в поисках названия, которое содержало бы достаточно букв и заканчивалась на «ОГО» или «АВА». Такой улицы мы не нашли и решили воспользоваться подсказкой, открывшей путь решения, который мы и так поняли – «медицинский почерк». В итоге мы нашли в интернете шуточный медицинский алфавит, пытались расшифровать картинку с его помощью – вышло что-то невразумительное. Воспользовались его версией на латинице – и получили буквы N A R Y M S K A Y A, составившие знакомое нам название улицы. За эту подсказку пришлось заплатить десятью минутами штрафного времени.
Вторая подсказка – и еще десять минут к чистому времени прохождения. Задание звучало так:«Кадило (лошадь, герой квеста – прим. автора) в прошлом увлекалась орфоэпией, а также любила сахарную вату, больших роботов и коньки. И еще сорок!». Быстро поняв, что ключевое слово в загадке – орфоэпия, а «сорок» – это не птицы в винительном падеже, а номер здания, мы принялись подбирать варианты.
Орфоэпия связана с произношением, и мы начали выдвигать идеи: шипящие согласные, безударные гласные, согласные перед ударными гласными и даже ударные слоги. Выписывали варианты, в последнем, как и в остальных, получалась какая-то несуразица: СА ВА ШИХ РО КИ. Из этих слогов название улицы не составлялось, из других отобранных букв – тоже ничего путного. Решили взять подсказку…
«Объекты своей любви Кадило часто била, даже нет, не била, а ударяла, причем не буквы, а слоги! Всех, кроме сорок ;)»
…и получили подтверждение своей самой вероятной гипотезы. Я предложил взять только несколько слогов – и адрес составился – «Кирова, 40» – заправочная станция около Октябрьского моста, напротив которой мы «сняли» шифры и двинулись обратно к ГПНТБ.
Бонус на вершине ёлки
Загадку про площадь Пименова мы решили одной из первых, но оставили ее на конец штурма, посчитав, что она дальше всего от городского центра. Бонусным заданием на площади был подсчет конечностей у главной звезды новогодней елки. Мы ходили под высоким деревом, задирая головы вверх. Этим мы очень повеселили компанию не очень трезвых и не самых интеллигентных людей, которые решили поупражняться в остроумии по этому поводу. С третьей попытки мы вводим правильный ответ, отправляем организаторам слово «лошадка» и заканчиваем игру.
Эти два с небольшим часа пролетели как один миг, но теперь остается только ждать результатов. Мы видели, как одна из команд уходила с площади раньше нас, и думали, что они справились быстрее. Вопрос был в том, сколько подсказок использовали конкуренты. На часах было чуть за полночь, до «стоп-игры» оставались два часа. Я поблагодарил Марию и Ирину за этот полный эмоций вечер и отправился домой. Уже среди ночи получил смс, что мы заняли третье место, отстав от победителей на 7 минут. Цена подсказок оказалась высока.
Максим Стонт