Российские IT-компании переживают кадровый голод, а вузы не могут подготовить востребованных IT-специалистов. Что делать и как с этим бороться? В Новосибирске на крупнейшем IT-Форуме «Сибирская индустрия информационных систем» развернулась дискуссия между преподавателями вузов, директорами инновационных компаний, участниками российских IT-кластеров.
«Текущее положение на рынке труда показывает как острый кадровый дефицит в IT-сфере, так и высокую миграцию специалистов между компаниями. При этом работодатели вынуждены снижать требования к молодым соискателям, вырастает доля вакансий с опытом работы до года» - говорит Ирина Денисова, операционный менеджер региона «Восток» кадрового холдинга «Анкор». Общее мнение руководителей ведущих IT-компаний сводится к тому, что уровень специализированной подготовки студентов в вузах крайне низок, - работодатель предпочитает брать на работу выпускника непрофильного факультета (мехмат, физфак), обладающего хорошей способностью к обучению. Для ряда компаний, диплом вообще не приравнивается к сертификату качества специалиста. Так, Алексей Кулаков, директор компании «Jet-Style» из Екатеринбурга заявил, что ему «совершенно без разницы, учились «руки» в вузе или нет, для того, чтобы научить человека в IT-отрасли «работать руками» достаточно года для формирования конкретных навыков. И меня пугает, когда приходит трудоустраиваться магистрант, наверное, он не занимался никаким интересным делом, и без реальной практики не очень понимает, как развивается отрасль. Вуз выполняет для меня функцию отбора, а не образования, поэтому я вынужден брать «головы» не из вузов, а из маленьких компаний, где они формируются как специалисты», - сказал он.
Большинство компаний предпочитают выращивать специалистов под свои задачи, с помощью внутренних специализированных курсов. Так, например, ЦФТ в кадровой политике делает упор на поиске сотрудников, соответствующих требуемым компетенциям, а остальные навыки они получают внутри компании. Но у ЦФТ уже возникают проблемы с поиском квалифицированных кадров в сибирской столице. «Рынок Новосибирска уже не может дать нам специалистов. За последний год мы открыли 12 центров разработки в разных городах, и проводим отбор по России с конкурсом примерно 20 резюме на 1 место, по данным 2012 года. На сегодняшний день в компании открыто 690 вакансий», - говорит Сергей Зайцев, директор по управлению персоналом компании ЦФТ.
Преподаватели вузов признают, что уровень абитуриентов с каждым годом снижается и зачастую многие из них не могут ответить на элементарные вопросы по программированию. Помимо низкого уровня абитуриентов, корень проблем подготовки квалифицированных специалистов кроется в разных измеримых показателях (метриках) качественного IT-образования для работодателей и преподавателей вузов. Иными словами, образовательные стандарты и стандарты IT-отрасли сегодня – совершенно разные вещи. Нужна тесная работа вузов и IT-компаний, необходимы специальные образовательные практики, разработанные с помощью известных IT-компаний. «Студентам не хватает профессиональных практических навыков, образно говоря - «умения забивать гвозди и закручивать шурупы», - говорит Юрий Зыбарев, заместитель директора Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, один из модераторов круглого стола. «При этом кадровый дефицит в IT-отрасли стоит настолько остро, что у выпускников все равно не возникает проблем с работой, 100% трудоустраиваются», - говорит Евгений Павловский, секретарь кафедры общей информатики ФИТ НГУ.
Михаил Шадрин, заведующий кафедрой АФТИ ФФ НГУ, говоря про кадровый голод в IT-отрасли, предложил разделять разработчиков и системных администраторов. «Сисадмины когда-то превратятся в электриков и сантехников. Они без сомнения нужны, но мы имеем в виду профессиональную элиту, разработчиков», - отметил он. Одной из главных проблем IT-образования в России Михаил Шадрин назвал низкие зарплаты преподавателей, в частности, оклад профессора Новосибирского Государственного университета составляет всего 7 тысяч рублей. Но, даже не смотря на альтруизм в работе, его кафедра ежегодно выпускает 12 студентов, многие из которых сразу уезжают работать за рубеж - в Microsoft, Intel. «Кафедра Автоматизации физико-технических исследований физического факультета НГУ – единственная за Уралом готовит IT-специалистов высокого уровня, которые разбираются и в программировании и в «железе», - сказал Михаил Шадрин». Модернизируя IT-образование, он призвал также поддержать Клубы юных техников, которые практически исчезли в России, но могут дать отрасли талантливых разработчиков.
Руководитель Сибирского инжинирингового инкубатора «И-куб» и сомодератор Круглого стола по вопросам IT-образования, Вадим Полюга подвел итог дискуссии и сформулировал конкретные задачи, которые предстоит решить. «Необходимо разработать метрику качественного IT-образования, которая устроит все стороны, - и вузы и работодателей. Утвердив образовательные стандарты отрасли, и разработав эффективные методы достижения результатов, в дальнейшем приступить к тиражированию лучших методов. Это позволит профильным кафедрам вузов выпускать в несколько раз больше квалифицированных специалистов. Для повышения качества абитуриентов возникает необходимость более ранней профориентации молодежи, надо выращивать IT-специалистов уже со школьной скамьи. Мы начали внедрять такой опыт на базе ВКИ НГУ, гимназии «Горностай» и ФМШ при СУНЦ НГУ в рамках программы «Школьная IT-мастерская», и видим реальные результаты».
Вопрос IT-образования сложный, потому что затрагивает много сторон, каждая из которых говорит на своем языке и использует собственные метрики. Но все эти стороны заинтересованы в профессиональных специалистах. Участники договорились о разработке дорожной карты модернизации IT-образования в России и создании инициативной группы из числа руководителей IT-компаний, преподавателей вузов, организаций, разрабатывающих образовательные стандарты и студентов.